logo
Шпоры отечка

29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)

Раннее творчество Лермонтова еще не самостоятельно. Он увлекался Пушкиным и ученически подражал ему в своих стихах и поэмах. Вскоре его покорил Байрон, он влюбился в байроновских неукротимых героев c их бурными, мятежными страстями, с их пламенной жаждой свободы и подвига. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности. К ранней лирике Лермонтова больше, чем к предшествующей, применимо понятие "лирический герой". Герой разных его стихотворений обладает некими, пусть абстракт­ными, биографическими чертами. Он уверен в своей избранности, он соотносит себя с Байроном и с океаном. То с каким-то удивительным подвигом, то с поэзией связыва­ется право на бессмертие, приобщение к высшему, небесному миру здесь, на земле. Небо мыслится неизмеримо совершеннее земли, но знакомые, понятные радости и даже страдания порой привлекают к себе больше, герой Лермонтова боится обезличива­ния души за гробом. Отсюда богобор­чество Лермонтова, его приверженность героям-бунтарям, в том числе небесным.

Тревожит молодого Лермонтова судьба родины. Бесправие и нищета народа, томившегося в крепостной неволе, казарменно – полицейский режим, насаждавшийся самодержавием, посягательство на любое проявление независимой мысли, паразитизм верхушки дворянского общества — все это вызывало в Лермонтове чувство страстного негодования. Стихи его все больше проникаются вольнолюбивыми настроениями, бунтарским духом. Поэт называет себя “другом свободы”.

Идущая от Байрона и Пушкина литературная традиция подсказывала географические и временные координаты лирической поэмы. Обычно это юг и Восток или европейское средневековье, где искали «естественные» характеры и пылкие страсти, не подчиненные «прозаическим» требованиям современного социального этикета. «Восток» Лермонтова — это, как правило, Кавказ, который он повидал в детстве. Среди них поэмы «Каллы» и «Аул Бастунджи».

В основу сюжета поэмы «Каллы» Л. положил черкесское предание. В ней выражен протест против жестоких обычаев старины. Бунт романтического героя в защиту личной свободы, разума, молодости и красоты против деспотизма, фанатизма близок самому Л.; вместе с тем Аджи-убийца осужден автором — обречен на мучительное одиночество. Поэма отличается стремительностью развития действия, драматизмом. Недосказанность конца «Каллы» обычна для романтической поэмы: Аджи совершает убийство подстрекателя-муллы по мотивам, для читателя не совсем ясным. В мрачной по общему тону поэме Л. есть и жизнеутверждающий мотив: жена муллы после его гибели «другого любит без боязни».

Поэма «Аул Бастунджи» состоит из посвящения, близкого по содержанию и форме к стих. Л. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», и двух глав. Действие происходит в районе Пятигорья, где реально существовал аул Бастунджи. В поэме отразились не только воспоминания Л. о поездках на Кавказ в детстве, но и чтение литературы о нем, рассказы родственников. Вероятно, Л. знал распространенное у черкесов и кабардинцев предание о двух братьях, враждовавших из-за жены одного из них. Фабула поэмы исполнена драматизма. Большую роль играют описания природы, быта и нравов горцев, подробнее и ярче, чем ранее, обрисованы действующие лица (особенно Селим), уделено значительное внимание их психологии. Селим близок Аджи, герою поэмы «Каллы»; это герой-бунтарь, не признающий нерушимости брака, освященного обычаем; он страстно протестует против права старшинства; герой «Каллы» выступает против кровной мести. Проклят и обречен на одиночество и позорную смерть Селим. Скитается Аджи, ставший «каллы» («кровником»). В обеих поэмах зловещую роль играют муллы — поборники религиозного фанатизма.