10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
Объектная организация литературного произведения – ЧТО говорится и О ЧЕМ = последовательность эпизодов, отличающихся друг от друга местом, временем действия и составом участников.
Границы эпизода: перенос в пространстве, перерыв во времени или смена участников действия. Факультативный сигнал границы – абзац (начало нового эпизода, как правило, совпадает с абзацем).
Актант – действующее лицо или сила.
Уровни объектной организации:
Внешний (открыт первоначальному впечатлению): субсистема кадров внутреннего зрения (фокализация:объектная детализация)
Фокализация(=фокусировка внимания), уровень детализации. Текст – последовательность кадронесущих сигментов речи. Кадр характеризуется единством точки зрения.
Несущий (срединный, скрыт от поверхностного впечатления): субсистема эпизодов (сюжет)
Внутренний (тончайший по своей организации): субсистема кругозоров/хронотопов.=слияние пространственных и временных примет в единое целое (архитектоника целого)
На этом уровне мы обнаруживаем некое пространственно-временное единство мировидения (кругозор или систему кругозоров), в рамках которого возможна та или иная смена точек зрения или динамики эпизодов.
Крайними пределами этой субсистемы художественных значимостей являются наиболее генерализированные кругозоры: героя (внутренний хронотоп личности), автора (внешний хронотоп мира, облегающего героя)
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности