9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
Субъектная организация литературного произведения состоит в нелингвистической упорядоченности лексических, синтаксических и фонологических языковых единиц, обращенной к внутреннему слуху и внутренней речи читателя.
Субъектная организация литературного произведения – КТО говорит и КАК говорит.
Несущая конструкция: система внутритекстовых высказываний (=дискурсов).
Структурная единица уровня: участок текста, характеризующийся единством субъекта и способа высказывания. =>Граница между двумя соседними сегментами субъектной организации=смена субъекта речи (т.е. смена того, кто говорит).
Уровни субъектной организации художественного текста:
Внешний (открыт первоначальному впечатлению): субсистема голосов (речевых субъектов).
Последовательность внутритекстовых высказываний требует «субъектной детализации». Этот уровень характеризуется глоссами, глоссаризация (=речевые характеристики, которые создают эффект распределенности текста между несколькими субъектами. Т.Е. КАК ГОВОРИТ КАЖДЫЙ ИЗ СУБЪЕКТОВ РЕЧИ).
Несущий (срединный, скрыт от поверхностного впечатления): субсистема внутритекстовых дискурсов (композиция).
Внутренний (тончайший по своей организации): субсистема ритмических рядов (ритмотектоника целого)
Ритм или ритмические ряды, (в отличие от глоссаризации) подводит общий знаменатель под все членения и размежевания текста (Т.Е. СОЗДАЕТ ОБЩИЙ ВИД ТЕКСТА). Ритмика интонирует всю субъектную организацию литературного произведения в ее взаимоналожениях и взаимодействиях с объектной организации текста.
Итог: Глоссаризация=детали/Ритм=общий вид.
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности