15. Рассказы л. Н. Толстого о животных в детском чтении.
Самое главное в маленьких рассказах л.н.толстого то, что их автора волнуют нравственная проблематика и вопросы воспитания. В этих рассказах заключены намеки, из которых надо уметь извлечь добрые, полезные, нравственные уроки.
Лев николаевич толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни, в которых через иносказание ненавязчиво, деликатно преподносил любые назидания, сложную мораль. Рассказы по темам пословиц л.н. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость и доброту. Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыс-лом. Как правило, пословица имеет ритмически организованную форму. В основном функции пословиц заключаются в обучении детей нравственным нормам, опыту, социальным и бытовым оценкам. Являясь своеобразным кратким уроком - ярким и запоминающимся, пословица учит постижению народной мудрости, овладению образным языкам, умению в обобщенной форме оценивать поступки людей.
в своих дидактических высказываниях толстой дает много указаний, какими должны бать книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материалы из жизни родины, легко запоминающиеся и производящие на детей сильное впечатление.
в соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге, толстой составил <<азбуку>>, изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под названием<<новая азбука>>. Им были составлены также четыре <<русские книги для чтения>>. Как << азбука>>, так и книги для чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с << родным словом>> ушинского самыми распространенными учебными в земских учебных школах.
Характерными чертами составленных толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.
многие из рассказов были помещены в советских книгах для чтения в начальной школе.
следует, однако, отметить, и серьезный недостаток этих книг: некоторые имеющиеся в них рассказы проникнуты религиозными взглядами толстого
в разностороннем педагогическом творчестве толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося. Важно отметить постоянные педагогические искания толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.
В 70-е годы толстой создает "азбуку" и "новую азбуку", ради которой прерывает даже работу над "анной карениной".давно вынашивал толстой замысел учебной книги для самых маленьких. Общий план, ее содержание и логическая структура разрабатывались довольно долго.
В"азбуке" были поучающие рассказы на разные темы, в том числе и о физике, природе . Многие рассказы пронизаны религиозной тематикой."азбука" графа л. Н. Толстого - комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники , зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом. "азбука графа л.н.толстого" возбудила среди методистов горячие споры."новая азбука" - новый комплекс учебных материалов - была более универсальной, усовершенствованной в результате
Полемики с оппонентами. Она получила позитивную оценку в прессе, была допущена министерством в народные школы.
Активное использование при ознакомлении с художественной литературой произведений из «азбуки» л.н.толстого способствует постижению разнообразных предметов и явлений, формированию у ребенка разума, с помощью которого происходит постижение многообразия и противоречивости мира природы, людей, собственной души, объективных законов бытия и закона целесообразности в собственных решениях и поступках; нравственного чувства – врожденной и обогащенной опытом жизни способности человека, позволяющей различать добро и зло, сопереживать, сострадать; самостоятельности и воли.
- Особенности и специфика д.Л.
- Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
- 5. Взгляды а. С. Пушкина на детскую литературу. Лирика а. С . Пушкина в чтении детям
- 6. Деятельность в. А. Жуковский.
- 7. Творчество п. П. Ершова. Народность идей и образность сказки. Анализ сказки «конек – горбунок»
- 8. Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке
- Вопрос 9
- 10. Басни и.А.Крылова.
- 12. С. П. Аксаков - мастер реалистической прозы «детские годы багрова внука».
- 13. Деятельность к. Д. Ушинского как детского писателя.
- 14.Толстой «Детство»
- 15. Рассказы л. Н. Толстого о животных в детском чтении.
- 16. Н. А. Некрасов в детском чтении
- 18. Пейзажная лирика русских поэтов 19 в. В детском чтении.
- 27. В. М. Гаршин. Особенности творческой манеры.
- 28. А.Толстой и его повесть «Детство Никиты»
- 29. А.М.Горький и детская литература.
- 30.В.Маяковский в детском чтении.
- 31.Художественное своеобразие сказок к.И. Чуковского. Обобщение в книге «от двух до пяти».
- 32. Тема детства в стихах с.Я.Маршака. Юмор и сатира в стихах для детей
- 33.С. В. Михалков.
- 34. Сатира и юмор в стихах а. Л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких «игрушки», «машенька»
- 35. Произведения а. Гайдара. Его произведения для детей. Анализ «чук и гек», «тимур и его команда»
- 36.В.Бианки «Сказки-несказки», «Лесная газета»
- 37. Морские рассказы б. С. Житкова. Что я видел?
- 38.Е. И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы творчества.
- 39. Мир природы в творчестве м. Пришвина для детей.
- 42. Творчество л. Пантелеева для детей.
- 43 Детство в повести л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
- 45. Творчество н. Н. Носова. Единство веселого и серьезного в произведениях «фантазеры», «живая шляпа», «карасик»
- 50. Творчество Эдуарда Николаевича Успенского