logo search
Шпоры отечка

22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес

Гоголь интерес к театру проявлял с юношеских лет и любовь к нему сохранил навсегда. Он понимал значение театра как массового и всем доступного искусства. Но репертуар русского театра 30-х годов он подвергал суровому осуждению – там господствовали пустые водевили.

В 1835 пишет «Женитьбу», в которой осмеяны черты купеческого быта, выведены разнообразные персонажи из городской среды. В образе Агафьи Тихоновны и Подколесина созданы ставшие нарицательными типы разборчивой невесты и нерешительного жениха. От «Женитьбы» Гоголя идет прямой путь к пьесам Островского.

В 1836 году на петербургской сцене был представлен «Ревизор», имевший громадный успех у зрителей. Правда, у критики комедия вызвала противоречивые отклики, но передовые писатели и критики (Пушкин, Белинский) ее восторженно приветствовали. «Ревизор» - вершина векового развития русской комедии. Гоголь создал глубоко правдивую, проникнутую острым юмором и обличавшую бюрократию комедию. Обличительный смысл произведения усугублялся тем, что писатель представил не пороки отдельных чиновников, а присущие большинству их ложные понятия о гражданских обязанностях. Это подчеркивал и эпиграф – На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.

Завязка «Ревизора» выбрана необыкновенно удачно. Известие о ревизоре сразу обнажает каждого чиновника как одного из участников всей плутовской компании. Все они – порождение вековой бюрократической системы. Судья Ляпкин-Тяпкин – доморощенный философ, мало заботится о порядке в своем учреждении и так привык к гнилой системе судопроизводства, что уже не отличает правды от неправды. Смотритель богоугодных заведений Земляника – проныра и плут, готов на любую подлость, чему обучает и других, перед приезжим ревизором прикидывается рыцарем добродетели и для пользы отечества доносит на своих коллег. Смотритель училищ Хлопов – существо запуганное, безликое, трепещет при известии о ревизоре, но в правление Николая I это и требовалось – безгласие, холопская покорность и равнодушие к просвещению. Почтмейстер Шпекин – пустейший человек, страстный любитель всяких новостей и занимательных пассажей. Он распечатывает чужие письма. Все это практиковалось во времена императора Николая (московский почт-директор Булгаков).

Образ Хлестакова – один из самых ярких у Гоголя. Он наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика. Без царя в голове, но при этом воплощение нахальства. Он глуп и очень много врет. Легко переходит от фанфаронства к трусости, заносчивость сменяется готовностью к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза.

В «Ревизоре» отсутствует интрига в традиционном смысле. Здесь нет любовной интриги, как это всегда было раньше. На первом плане – социальные проблемы. Гоголь показывает типичный уездный город. Помимо главных героев, на втором плане купцы, мещане, полицейские, дворовые люди. При этом в комедии нет ни одного положительного героя. Завершающая немая сцена после сообщения о приезде нового, настоящего ревизора не может сравниться ни с чем по своей экспрессии, она как бы снова широко вздымает социальную тему.

Гоголь верил в то, что силой смеха можно изменить к лучшему мир и человека в этом мире. Смех в "Ревизоре" — по преимуществу сатири­ческий, направленный на отрицание осмеиваемого порока. Смех направлен не на конкретного человека, чиновника, не на конкретный уездный город, но на сам порок. Гоголь показывает, сколь страшна участь человека, пораженного им. Это предопределяет еще одну особен­ность смешного в пьесе: сочетание комического с драматизмом, который заключен в несоответствии изначального высокого пред­назначения человека и его нереализованность, исчерпанности в погоне за жизненными миражами.