22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
Гоголь интерес к театру проявлял с юношеских лет и любовь к нему сохранил навсегда. Он понимал значение театра как массового и всем доступного искусства. Но репертуар русского театра 30-х годов он подвергал суровому осуждению – там господствовали пустые водевили.
В 1835 пишет «Женитьбу», в которой осмеяны черты купеческого быта, выведены разнообразные персонажи из городской среды. В образе Агафьи Тихоновны и Подколесина созданы ставшие нарицательными типы разборчивой невесты и нерешительного жениха. От «Женитьбы» Гоголя идет прямой путь к пьесам Островского.
В 1836 году на петербургской сцене был представлен «Ревизор», имевший громадный успех у зрителей. Правда, у критики комедия вызвала противоречивые отклики, но передовые писатели и критики (Пушкин, Белинский) ее восторженно приветствовали. «Ревизор» - вершина векового развития русской комедии. Гоголь создал глубоко правдивую, проникнутую острым юмором и обличавшую бюрократию комедию. Обличительный смысл произведения усугублялся тем, что писатель представил не пороки отдельных чиновников, а присущие большинству их ложные понятия о гражданских обязанностях. Это подчеркивал и эпиграф – На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.
Завязка «Ревизора» выбрана необыкновенно удачно. Известие о ревизоре сразу обнажает каждого чиновника как одного из участников всей плутовской компании. Все они – порождение вековой бюрократической системы. Судья Ляпкин-Тяпкин – доморощенный философ, мало заботится о порядке в своем учреждении и так привык к гнилой системе судопроизводства, что уже не отличает правды от неправды. Смотритель богоугодных заведений Земляника – проныра и плут, готов на любую подлость, чему обучает и других, перед приезжим ревизором прикидывается рыцарем добродетели и для пользы отечества доносит на своих коллег. Смотритель училищ Хлопов – существо запуганное, безликое, трепещет при известии о ревизоре, но в правление Николая I это и требовалось – безгласие, холопская покорность и равнодушие к просвещению. Почтмейстер Шпекин – пустейший человек, страстный любитель всяких новостей и занимательных пассажей. Он распечатывает чужие письма. Все это практиковалось во времена императора Николая (московский почт-директор Булгаков).
Образ Хлестакова – один из самых ярких у Гоголя. Он наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика. Без царя в голове, но при этом воплощение нахальства. Он глуп и очень много врет. Легко переходит от фанфаронства к трусости, заносчивость сменяется готовностью к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза.
В «Ревизоре» отсутствует интрига в традиционном смысле. Здесь нет любовной интриги, как это всегда было раньше. На первом плане – социальные проблемы. Гоголь показывает типичный уездный город. Помимо главных героев, на втором плане купцы, мещане, полицейские, дворовые люди. При этом в комедии нет ни одного положительного героя. Завершающая немая сцена после сообщения о приезде нового, настоящего ревизора не может сравниться ни с чем по своей экспрессии, она как бы снова широко вздымает социальную тему.
Гоголь верил в то, что силой смеха можно изменить к лучшему мир и человека в этом мире. Смех в "Ревизоре" — по преимуществу сатирический, направленный на отрицание осмеиваемого порока. Смех направлен не на конкретного человека, чиновника, не на конкретный уездный город, но на сам порок. Гоголь показывает, сколь страшна участь человека, пораженного им. Это предопределяет еще одну особенность смешного в пьесе: сочетание комического с драматизмом, который заключен в несоответствии изначального высокого предназначения человека и его нереализованность, исчерпанности в погоне за жизненными миражами.
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни