logo search
Детская литература

20. Художественный мир сказок ш. Перро

Возникновение и оформление во Франции литературной сказки как жанра связывается с именем Шарля Перро и относится также к эпохе Просвещения. Одним из первых Перро обратился к национальному фольклору, как к источнику вдохновения, противопоставляя национальные сказки античным сю-жетам, широко используемым представителями классицизма ("Красная шапоч-ка", "Мальчик с пальчик").

В большой мере Перро сохранил в своих сказках черты народной жизни, отраженной в фольклоре. Ему удалось донести до читателей поэтичность на-родной французской сказки, ее изящество и юмор, сохраняя при этом особенно-сти своего стиля: несколько претенциозную и галантную манеру рассказа, вве-дение в сказку бытовых подробностей из жизни высших слоев населения (как, например, в сказках "Спящая красавица", "Ослиная кожа"), особенности нра-воучений, которыми Перро оканчивает свои сказки и которые являются своеоб-разным способом философского постижения мира. Все это позволяет отнести его сказки именно к литературным. В 1696 году Перро взялся за довольно перспективный проект – трансформацию некоторых популярных народных сказок со всеми их суевериями и волшебством в моралистические рассказы, которые будут привлекать и взрослых и детей, а также демонстрировать современный подход к литературе.

Многочисленные критики упоминают сказки Перро,к ак написанные сугубо для детей, но они пропускают тот факт, что детской литературы, как таковой, в то время еще вообще не было и большинство писателей сочиняли и пересказывали свои сказки в салоне себе подобным. Конечно же, если бы Перро писал их для взрослых, он бы насытил эти рассказы особым юмором и вложил бы в них идеи просвещения Франции, что положило бы конец долговременной дискуссии.

Не существует сомнений, что среди писателей своих лет, специализирующихся на сказках, Перро был величайшим стилистом, о чем говорит и тот факт, что он обошел время. Кроме того, Перро говорил о том, что литература должна быть современной и проиллюстрировал этот тезис своими произведениями, где в изящной форме предложены идеи общественного счастья.