42. Тема природы в творчестве я. Акима, в. Берестова, е. Благининой, э. Мошковской, и. Токмаковой.
Яков Аким известен своими книгами «Весело мне!», «Песенка из окна», «Неумейка», «Иван и барабан», «Девочка и лев», «Весна, весною, о весне».У Акима есть и сказка в прозе «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Это сказка о мечте, которая стала реальностью. В школе из поющих разноцветных кирпичей, построенной на лесной поляне среди цветов, появляется учитель-волшебник. Он умеет разглядеть в каждом ученике самое лучшее, он учит дружить, быть честным и не причинять боли другому: «Научиться слушать и откликаться - этозначит быть другом».
Стихи и проза В.Берестова, обращенные к малышам, по сути: своеобразный лирический дневник автора, в котором органически сочетаются интонации детства с лирической тональностью вспоминающего это детство взрослого. Такое соединение двух взглядов — непосредственного и опосредованного — создает неподражаемую стереоскопию поэтического голоса Берестова, умеющего любую ситуацию увидеть «изнутри» и «снаружи». В сочетании с нравственной чуткостью и деликатностью подобная «многоплановость» авторского видения позволяет поэту избегать и навязчивого взрослого морализаторства, и излишней погруженности в детское переживание...
Широка нравственная и эмоциональная поэтическая палитра автора, смело обращающегося к тончайшим оттенкам человеческих чувств без скидки на возраст. Велико его доверие способности юного читателя понять все сказанное. Вот почему В.Берестов часто пишет о первой любви и первом предательстве, о драме пробуждения таланта и о странном чувстве подросткового одиночества, о чувстве порядочности, еще не осознанном, но уже пробудившемся в ребенке, и о чувстве неизбывной в силу неисправимости вины:
Первый сборник стихов "Отплытие" вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей "Про машину". Затем последовали сборники стихов детям: "Веселое лето", "Как найти дорожку", "Улыбка", "Жаворонок", "Первый листопад", взрослым – "Определение счастья", "Пятая нога" и многие другие.
Лирика Благининой — явление особенное в русской детской поэзии XX века. Унаследовав лучшие традиции народной песни, лирики Пушкина, некрасовской школы, Тютчева, Фета, Благинина в своих стихах создала мир чистых красок, ясных представлений, добрых чувств. Реальный мир словно отражается в глазах ее лирической героини — девочки и мамы, и это мир счастья.
Она использовала широкую гамму приемов народной поэзии, в том числе и детского фольклора, не прибегая к метафорам и прочим сложным поэтическим ухищрениям. Ее стихи понятны читателю любого возраста и не тускнеют с годами. Темы и мотивы Благининой традиционны — дом, сад, лес, праздник, труд, все это объединяется понятиями родины и детства в цельный, гармоничный мир. Образы природы органично входят в мир детских игр, открытий, настроений (сборники «Травушка-муравушка, «Улетают — улетели»). Пейзажная лирика отличается сочностью красок и напевностью. Она несет в себе заряд духовного здоровья:
Детство по Мошковской – это счастливый остров, на котором опять становятся целыми поломанные игрушки и разбитые чашки, а мама там не сердитая… Дети в ее стихах – многогранные личности. В замечательном стихотворении «Жил на свете человечек» она воспевает открытость сердца, умение дружить: его герой находит 12 дощечек и решает построить дом, но хватает только на крылечко. Правда, «небо крышу ему подарило», одной из стен стал «кудрявый лесок», но даже лучше, что «не хватило на стены досок»: все могли зайти в гости – звери, птицы, майский жук… А самое главное: «Хорошо, что на крепкие двери, не хватило на двери досок!». В ней было море энергии, как в герое другого ее стихотворения: «Отойдите! Я – машина! И внутри меня – пружина!»
Постепенно герой ее становится старше, новая радость приходит, когда он «дотянулся до книжек», потом он пойдет в школу, а потом вообще вырастет. Но в нем, как и в самой Мошковской, останется тот самый ребенок, который богаче любого взрослого, потому что у него есть сокровища, которые дороже знаний, тем более, дороже денег и которые нормальный человек не променяет ни на что
Токмакова Ирина — детская писательница. Автор многих пьес и сказок для детей: «Сказка про Сазанчика», «Заколдованное копытце», «Может, нуль не виноват?» и др.
У Токмаковой — все родные. Если она записывает на бумаге разговоры какого-нибудь ёжика, или едва заметного цветка, или очень капризного ветра, или собаки, которой никогда не было, потому что её просто выдумали… — все слова всего сущего Ирина Токмакова смело пишет от первого лица. Каждый Ребёнок и Поэт и так знает: все на свете вместе.
- 1. Специфика детской литературы как искусства слова
- 2. Общее понятие о детском фольклоре. Принципы классификации
- 3. Педагогическая и художественная ценность пословиц, поговорок, загадок
- 4. «Забавная» поэзия: содержание, образы, поэтика
- 5. Сказка как жанр: происхождение, признаки, классификация, педагогический потенциал
- 6. Жанрово-стилевые особенности народных сказок о животных, волшебных, социально-бытовых
- 7. Специфика ознакомления дошкольников с фольклорным текстом
- 8. Мифы народов мира в изданиях для детей
- 9. Иллюстрация в детской книге. Художники-иллюстраторы книг для дошкольников
- 10. Идейно-художественные особенности сказок Пушкина. Традиции а. Пушкина в творчестве п. Ершова
- 12. Творчество в. Одоевского – детского писателя
- 13. Русская прозаическая сказка второй половины 19 века (в. Гаршин, в. Даль, д. Мамин-Сибиряк и др.)
- 14. Новаторство Чуковского-сказочника. К. Чуковский и в. Конашевич
- 15. Тетралогия с. Михалкова «Дядя Степа» с позиций современного писателя.
- 16. Жанрово-стилевое многообразие русской литературной сказки 20 века (п. Бажов, в. Катаев, н. Носов, в. Медведев, э. Успенский, е. Шварц и др.)
- 17. Нравственно-эстетический потенциал сказов п. Бажова
- 18. Э. Успенский – сказочник
- 19. Трилогия н.Носова «Приключения Незнайки» в чтении дошкольников.
- 20. Художественный мир сказок ш. Перро
- 21. Сказка-притча а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- 22. Сказки братьев Гримм и фольклор
- 23. Альманахи сказок в. Гауфа в чтении взрослых и детей
- 24. Мир детства в сказке э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
- 25. Немецкая литературная сказка 20 века (э. Кестнер, д. Крюс, о. Пройслер)
- 26. Новаторство л. Кэрролла в дилогии об Алисе. Традиции Кэрролла в мировой детской литературе.
- 27. Сказки Киплинга в развитии познавательной активности дошкольников
- 28. Сказка о. Уайльда «Мальчик-звезда» в развитии эмпатийной сферы ребенка
- 29. «Питер Пэн» д. Барри. (проблемы, герои, жанровая специфика)
- 30. Проблематика сказки п. Трэверс «Мери Поппинс»
- 31. Психология и словотворчество в книге а. Милна «Винни-Пух и др.»
- 32. Творчество д. Родари в развитии художественных способностей детей
- 33. Композиция и стиль сказок д. Харриса («Сказки дядюшки Римуса»)
- 34. Творчество х. Андерсена. Специфика ознакомления дошкольников со сказками писателя.
- 35. Образ ребенка в повести «Малыш и Карлсон» а. Линдгрен.
- 36. Скандинавская литературная сказка (обзор, х. Андерсен, с. Лагерлеф, а. Линдгрен, ц. Топелиус, т. Янссон)
- 37. Ребенок и природа в лирике русских поэтов второй половины 19 века:. А. Майков, а. Плещеев, и. Суриков, ф. Тютчев, а. Фет и др.
- 38. Поэзия «обэриутов» в развитии детского словотворчества.
- 39. Ребенок дошкольного возраста в поэзии а. Барто.
- 40. Темы и жанры поэзии с. Маршака. Стихи Маршака в программе детского сада.
- 41. Современная поэзия для детей: основные тенденции развития.
- 42. Тема природы в творчестве я. Акима, в. Берестова, е. Благининой, э. Мошковской, и. Токмаковой.
- 43. Зарубежная поэзия в программе детского сада: м. Карем, э. Лир, а. Милн, д. Родари, Дж. Чиарди и др.
- 44. Польский поэты – детям (я. Бжехва, ю. Тувим). Специфика ознакомления дошкольников с поэтическим текстом.
- 45. Образы детей в рассказах л. Толстого. Произведения писателя в работе с дошкольниками.
- 46. Рассказы а. Чехова о детях и возможности их использования в работе с родителями.
- 47. Тема детства и аспекты ее раскрытия в творчестве писателей-«зньевцев».
- 48. Эволюция рассказа в русской литературе 20 века (а. Гайдар, в. Драгунский, н. Носов, в. Осеева, г. Остер, э. Успенский).
- 49. Юмористический рассказ н. Носова и в. Драгунского (сопоставительный анализ).
- 50. Этические беседы с дошкольниками по рассказам в. Осеевой.
- 51. Тема «обездоленного» детства в зарубежной литературе 19 века (в. Гюго, г. Мало, м. Твен и др.)
- 52. Современная зарубежная повесть о детях (э. Кестнер, а. Линдгрен, у. Сароян и др.).
- 53. Роль Ушинского в развитии научно-познавательной литературы для детей.
- 54. Научно-познавательная книга 1920-1930 гг. (в. Бианки, б. Житков, м. Ильин, м. Пришвин, е. Чарушин).
- 55. Современная научно-познавательная книга (н. Сладков, г. Скребицкий, г. Снегирев и др.).
- 56. Энциклопедии для дошкольников: анализ отечественных и зарубежных изданий.
- 57. Журналистика для детей. Пропаганда детской книги в научно-методических журналах «Дошкольное воспитание», «Пралеска».
- 58. Зарубежные природоведы – детям (д. Даррелл, э. Сетон-Томпсон).
- 59. «Возвращенные имена» в детской литературе (о. Ишимова, а. Платонов, л. Чарская, с. Черный, и. Шмелев).
- 60. Фольклорная поэзия народов мира в переводах для детей (характеристика классических изданий).