logo
Детская литература

51. Тема «обездоленного» детства в зарубежной литературе 19 века (в. Гюго, г. Мало, м. Твен и др.)

Истоки феноменального успеха творчества Марка Твена (настоящее имя Самуэль Клеменс) следует искать в характерах и судьбах двух мальчишек, ставших «символом ребяческого жизнелюбия на все времена». (Приключения Тома Сойера (1876) и Приключения Гекльберри Финна (1885)). Столь же привлекательными и любимыми персонажами, как Том и Гек, стали для детей внешне необыкновенно похожие, но очень разные по характерам, нищий мальчик Том Кенти и английский принц, будущий король Эдуард VI, из романтической повести-сказки Принц и нищий (1880). Автор показывает мир простых людей, говорит, однако, что дружба возможна даже между нищим и богачом, дети не делают различий, они способны видеть внутренний мир другого, они еще не испорчены деньгами.

«Отверженные» — выдающееся произведение французской литературы. Герои романа — простые люди Франции — «отверженные» буржуазного общества, рабочие Жан-Вальжан и Фантпна. дети бедняков — Козетта и Гаврош. Всё произведение пронизано пафосом революционной борьбы за лучшее будущее человечества, любовью к простым людям и ненавистью к их угнетателям.

Гюго любил детей и много писал о детях. В детях он видел будущих граждан своей родины и поэтому относился к ним с глубокой нежностью. Стихотворения Гюго о детях собраны в третьем разделе настоящего сборника. Каждая строчка этих стихотворений дышит большой человеческой любовью к детям.

Поэт постоянно противопоставляет чистоту и не испорченность детей закоренелой извращенности своих политических врагов, и это придает его самым, казалось бы, далеким от политической жизни стихотворениям обличительный смысл. Пишет ли Гюго о голубоглазом мальчике-греке, требующем пули и пороха, чтобы отомстить врагу („Дитя"), или о семилетнем мальчугане, убитом в дни декабрьского переворота („Воспоминание о ночи 4 декабря"), говорит ли он о маленьком герое баррикадных боев („На баррикаде"), пли об ужасающей детской нищете („Встреча"), записывает ли он песенку Гавроша или рассказывает о том, как наказали маленькую Жанну („Попала Жанна раз за некую вину"),—всегда в стихах Гюго-поэта звучит голос Гюго-гражданина.

Г. Мало является автором многих книг. Некоторые из них были написаны для детей и юношества, но ни одна не принесла ему такой популярности и признания, как повесть "Без семьи", вышедшая в 1878 году. В повести многое по праву привлекает внимание юных читателей: и занимательный сюжет, и необычность судьбы героев, и разнообразный общественный фон, и, наконец, живая, доходчивая речь автора. Книга эта давно стала популярным пособием при изучении французского языка в школах.

"Без семьи" - это рассказ о жизни и приключениях мальчика Реми, который долгое время не знает, кто его родители, и скитается по чужим людям как сирота. Писатель с большим мастерством рассказывает о жизни Реми, о его друзьях - доброй матушке Барберен, благородном Виталисе, преданном друге Маттиа, и врагах - жестоком Гарафоли, бесчестном Дрисколе, коварном Джеймсе Миллигане. Много внимания уделяет Г. Мало описанию животных - обезьянки Душки, собак Капи, Дольче и Зербино, которые также являются полноправными действующими лицами повести. Образы животных сразу же запоминаются. Г. Мало показывает, что в обществе, в котором живут Реми и его друзья, всем управляют деньги. Жажда наживы толкает людей на чудовищные преступления. Это обстоятельство во многом определило и судьбу героя книги. Родственные отношения, понятие долга, благородство - все это отходит на задний план перед стремлением овладеть богатством. Убедительный пример тому - фигура Джеймса Миллигана. Ни перед чем не останавливаясь, чтобы овладеть имуществом брата, он хочет любой ценой избавиться от его наследников – своих племянников. Один из них, Артур, - физически слабый ребенок, и дядя цинично надеется на его раннюю смерть. Больше беспокоит его другой - Реми. Поэтому Джеймс Миллиган с помощью негодяя Дрискола выкрадывает мальчика у родителей.

Писатель рассказывает, что в мире собственников, где все продается и покупается, детей покупают и продают, как вещи. Продан Реми, продан Маттиа. Хозяин, купивший ребенка, считает себя вправе морить его голодом, избивать, издеваться над ним. Вот почему для вечно голодного, постоянно избиваемого Маттиа - величайшее счастье попасть в больницу, а здоровый и сильный Реми завидует Артуру, больному, прикованному к постели, но всегда сытому и окруженному вниманием.