21.«Портрет» и проблема выбора для человека
Повесть Гоголя «Портрет» - в сборнике «Арабески» в 1835 году. В ней есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
Бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, "пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам..." Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать». Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, "прокатился два раза по городу в карете без всякой причины", побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом. Не зря еще в самом начале повести Чарткова предупреждает профессор, его наставник: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец". Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страстью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика.
Гоголь осуждает такой подход к искусству. Показав развращающее влияние денег на него, он указывает и на путь спасения искусства – его религиозно-нравственное назначение. Об этом – вторая часть повести.
Молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Тем не менее, повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.
Таким образом, в повести встает проблема выбора человека (об этом можно чуть-чуть самому болтнуть).
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни