logo search
РГГУ Введение в литературоведение 34 вопроса

11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.

Персонаж (от лат. persona=особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используется словосочетание литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синонимическом ряду слово персонаж наиболее нейтральное, т.к. эго этимология от лат. persona=особа, лицо, маска мало ощутима.

Героем (от гр. Heros= полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт.

Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений.

Чаще всего литературный персонаж – человек, но им могут быть животные, растения, стихи и др. Степень конкретности может быть разной в зависимости от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и т.д.

В литературе, прежде всего, описывается социальная составляющая жизни, т.е. человеческая сущность. Применительно к эпосу и драме – это характер. Характер и тип часто употребляются как синонимы.

Создавая литературного героя, автор наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и др.

Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Персонажная сфера практически никогда НЕ исчерпывается одним героем.

Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру (относительно устойчивый способ связи элементов).

Для образования системы персонажей необходимы как минимум 2 субъекта; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа. На ранних стадиях повествовательного искусства число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета. Вокруг главных героев группируются второстепенные, участву­ющие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры — иерархичность). При этом разнообразие конкретных пер­сонажей в архаических сюжетных жанрах поддается классификации.

Сюжетные связи как системообразующий принцип могут быть очень сложными, разветвленными и охватывать огромное число пер­сонажей. Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между пер­сонажами; в литературе, простившейся с мифологической колыбелью, он обычно не главный. Система персонажей — это определенное соотношение характеров. При разнообразии пониманий «характера», сама типизация и связанная с ней индивидуализация изображаемых лиц — принцип художественного творчества, объединяющий писателей различных времен и народов. Для понимания главного проблемного героя (героев) могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера; в результате возникает целая система паралле­лей и противопоставлений, несходств в сходном и сходств в несходном. 

В свете той или иной концепции произведения, охватывающей его в целом, и с учетом многообразия структур образа, определяется значение персонажа как характера. При этом оказывается, что при­близительно равная занятость в сюжете не означает сходного статуса характеров. Внесценическому изображению по эксцентричности приема не уступают раздвоение персонажа, знаменующее различные начала в человеке а также его превра­щение.

Неучастие персонажа в основном действии произведения — неред­ко своеобразный знак его важности как выразителя общественного мнения, символа, авторского резонера и пр. 

Изучение систем персонажей в аспекте исторической поэтики, их знаковое, очень яркой в некоторых жанрах (комедия дель арте, мистерия, моралите, рыцарский, пасторальный, готический романы, агиография и др.), подготавливает и к более глубокому восприятию современной литературы, изощренно и широко использующей накоп­ленное культурой богатство.

Автор (от лат. autor —виновник, основатель, учредитель, сочи­нитель) — одно из ключевых понятий литературной науки, определя­ющее субъекта словесно-художественного высказывания. В современном литературоведении внятно различаются: 1) автор биографический — творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности, и 2) автор в его внут­ритекстовом, художественном воплощении.

Отношения автора, находящегося вне текста, и автора, запечатлен­ного в тексте, отражаются в трудно поддающихся исчерпывающему описанию представлениях о субъективной и всеведущей авторской роли, авторском замысле, авторской концепции (идее, воле), обнаружива­емых в каждой «клеточке» повествования, в каждой сюжетно-композиционной единице произведения, в каждой составляющей текста и в художественном целом произведения.

Вместе с тем известны признания многих авторов, связанные с тем, что литературные герои в процессе их создания начинают жить как бы самостоятельно, по неписаным законам собственной органики, обре­тают некую внутреннюю суверенность и поступают при этом вопреки изначальным авторским ожиданиям и предположениям.