logo search
Детская литература

52. Современная зарубежная повесть о детях (э. Кестнер, а. Линдгрен, у. Сароян и др.).

В октябре 1929 г. была опубликована первая детская книжка Кестнера «Эмиль и детективы», пользующаяся успехом и сейчас. Книга была распродана в Германии тиражом в два миллиона и переведена в 59 языков. В отличие от детской литературы того времени с его стерильным миром сказок действие романа Кестнера разворачивалось в современном большом Берлине. На современный сюжет написаны и две другие детские книжки: «Точечка и Антон» (1931) и «Летающая классная комната» (1933). Свой вклад в успех книг Кестнера внёс иллюстратор Вальтер Трир.

Астрид Линдгрен (род. в 1907 г.) – безусловно, самая популярная во всем мире детская писательница наших дней (см. об Линдгрен)

В продолжение твеновской традиции носителями этой наивности, выразителями непосредственного отношения к вещам художественно закономерно и оправданно становятся в рассказах Сарояна чаще всего дети и подростки. Сароян с особенной любовью погружается в мир детства как состояния, противостоящего упадку и разложению, состояния еще не утраченной естественности чувств и порывов, живости воображения и сердца. Как художник он испытывает особенное доверие к чистому взгляду ребенка на мир, к неподдельным чувствам, волнующим детскую душу. Характерный, запоминающийся персонаж многих сарояновских рассказов — это мальчик с пытливым и зорким взглядом, с беспокойным сердцем, с естественной реакцией на все, мальчик, остро чувствующий правду и фальшь, задумывающийся над тем, что он видит и слышит, и извлекающий из всего этого и для себя, и для нас какие-то выводы, какую-то жизненную мудрость. В поэтическом родстве с этим обаятельным персонажем состоят у Сарояна и образы «взрослых», сохраняющих драгоценные черты детства — чистоту и веру, душевную цельность и непосредственность, — чудаки, мечтатели, простодушные, отстраняющиеся от расчисленной жизнедеятельности общества, где господствуют корыстные интересы и грубоматериальные стремления, где «две конечные цели утвердились в умах: стать президентом или стать миллионером». Образы детей, образы по-детски чистых и простодушных «странных» и «неудачливых» людей, само простодушие как мудро выбранный тон и позиция несут в рассказах Сарояна поэтическую нагрузку, выражают мироощущение самого писателя, его, если воспользоваться формулой Льва Толстого, «самобытное нравственное отношение к жизни», выражают, в конечном счете, ту простую и старую и однако отнюдь не устаревшую истину, что «быть добрым лучше, чем быть злым... по самой природе человеческой лучше».

Книга детского писателя Джеймса Крюса (1926–1999) Тим Талер или проданный смех (1962) заняла место среди лучших книг в библиотеке для детей и юношества. Эта философская притча привлекательна в первую очередь двумя главными героями. Мальчик-сирота – Тим Талер – обладает уникальным заразительным смехом, способным наградить безудержной радостью любого человека. А противостоит озорному мальчику мрачный богач в клетчатом костюме – Треч. Или, если читать наоборот, – Черт, мечтающий заполучить смех Тима. За божественный дар Тима и разворачивается долгая, полная неожиданных поворотов схватка, держащая читателя в напряжении до конца книги.

Главным героем, увенчавшим 20 в. детской литературы и перешагнувшим в 21, стал мальчик-волшебник – Гарри Поттер, сотворенный фантазией английской учительницы Джоан К. Ролинг. Первая книга Гарри Поттер и философский камень вышла в 1997, на русском языке появилась в 2001. Одна за другой выходили следующие книги – Гарри Поттер и тайная комната, Гарри Поттер и узник Азкабана, Гарри Поттер и кубок огня (2002) и Гарри Поттер и орден Феникса (2003).