logo search
Детская литература

59. «Возвращенные имена» в детской литературе (о. Ишимова, а. Платонов, л. Чарская, с. Черный, и. Шмелев).

Писал для детей и Андрей Платонов (Сборник сказок под общим названием Волшебное кольцо (1970)). Вышедшие из печати почти через двадцать лет после смерти автора, в отличие от его сложнейшей философской прозы, сказки Платонова лучезарно-прозрачны, доступны для детского восприятия и захватывающе-интересны. (Чудесный мальчик, Умная внучка и др.) В заново осмысленных известных сказочных сюжетах действуют знакомые персонажи, неожиданно преображаясь: будь то бесстрашный Иван из сказки Иван Чудо, с невозмутимым спокойствием и затаенным юмором встречающий беды, или приятели Солдат и Дурак из полной неожиданных поворотов сказки Солдат и Царица.

Среди малышей нач. 20 в. популярностью пользовались стихи, проза и сказки Саши Чёрного. Детям нравились его лихие считалки, парадоксальные шарады и короткие стихи – Приставалка, Когда никого нет дома, Индюк, Кто, Храбрецы. Особенный интерес вызывала повесть Дневник фокса Микки – остроумные философские воззрения и откровения пёсика Микки, весьма саркастически относящегося к своим хозяевам..

История написания самой знаменитой книги Ишимовой такова: одна из знакомых дам высказала мысль, почему бы не написать русскую историю для детей по примеру Вальтера Скотта, создавшего книгу для маленьких англичан. В августе 1834 года Александра Иосифовна начала работу над историей для детей. За основу была взята "История" Карамзина, которую писательница прочла несколько раз. Все годы работы над "Историей" Александра Иосифовна не оставляла педагогической работы, теперь среди ее учеников были особы царствующих домов.

Чарская (наст. фам. Воронова, в замужестве Чурилова) Лидия Алексеевна русская писательница. В 1894-1924 актриса Александринского театра. Проза для детей и юношества: повести из жизни женских закрытых учебных заведений («Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Власовская», «Вторая Нина», «Ради семьи»); исторический роман «Евфимия Старицкая»; повести «Смелая жизнь», «Газават» и др. Книги для детей младшего возраста.

Годы, проведенные Шмелевым в эмиграции, насыщены плодотворной творческой работой. Он публикуется во многих эмигрантских изданиях (около двадцати его книг на русском языке; в СССР все они были запрещены).

В книге “Лето Господне” (1927- 44), обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает как целостный, органичный мир, полный нравственного здоровья и внутренней культуры. Впервые в русской художественной литературе столь полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. В психологических переживаниях персонажей Шмелева открывается душевно-духовная жизнь православного христианина. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского Православия. Удивительный язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России.