29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
Раннее творчество Лермонтова еще не самостоятельно. Он увлекался Пушкиным и ученически подражал ему в своих стихах и поэмах. Вскоре его покорил Байрон, он влюбился в байроновских неукротимых героев c их бурными, мятежными страстями, с их пламенной жаждой свободы и подвига. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности. К ранней лирике Лермонтова больше, чем к предшествующей, применимо понятие "лирический герой". Герой разных его стихотворений обладает некими, пусть абстрактными, биографическими чертами. Он уверен в своей избранности, он соотносит себя с Байроном и с океаном. То с каким-то удивительным подвигом, то с поэзией связывается право на бессмертие, приобщение к высшему, небесному миру здесь, на земле. Небо мыслится неизмеримо совершеннее земли, но знакомые, понятные радости и даже страдания порой привлекают к себе больше, герой Лермонтова боится обезличивания души за гробом. Отсюда богоборчество Лермонтова, его приверженность героям-бунтарям, в том числе небесным.
Тревожит молодого Лермонтова судьба родины. Бесправие и нищета народа, томившегося в крепостной неволе, казарменно – полицейский режим, насаждавшийся самодержавием, посягательство на любое проявление независимой мысли, паразитизм верхушки дворянского общества — все это вызывало в Лермонтове чувство страстного негодования. Стихи его все больше проникаются вольнолюбивыми настроениями, бунтарским духом. Поэт называет себя “другом свободы”.
Идущая от Байрона и Пушкина литературная традиция подсказывала географические и временные координаты лирической поэмы. Обычно это юг и Восток или европейское средневековье, где искали «естественные» характеры и пылкие страсти, не подчиненные «прозаическим» требованиям современного социального этикета. «Восток» Лермонтова — это, как правило, Кавказ, который он повидал в детстве. Среди них поэмы «Каллы» и «Аул Бастунджи».
В основу сюжета поэмы «Каллы» Л. положил черкесское предание. В ней выражен протест против жестоких обычаев старины. Бунт романтического героя в защиту личной свободы, разума, молодости и красоты против деспотизма, фанатизма близок самому Л.; вместе с тем Аджи-убийца осужден автором — обречен на мучительное одиночество. Поэма отличается стремительностью развития действия, драматизмом. Недосказанность конца «Каллы» обычна для романтической поэмы: Аджи совершает убийство подстрекателя-муллы по мотивам, для читателя не совсем ясным. В мрачной по общему тону поэме Л. есть и жизнеутверждающий мотив: жена муллы после его гибели «другого любит без боязни».
Поэма «Аул Бастунджи» состоит из посвящения, близкого по содержанию и форме к стих. Л. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», и двух глав. Действие происходит в районе Пятигорья, где реально существовал аул Бастунджи. В поэме отразились не только воспоминания Л. о поездках на Кавказ в детстве, но и чтение литературы о нем, рассказы родственников. Вероятно, Л. знал распространенное у черкесов и кабардинцев предание о двух братьях, враждовавших из-за жены одного из них. Фабула поэмы исполнена драматизма. Большую роль играют описания природы, быта и нравов горцев, подробнее и ярче, чем ранее, обрисованы действующие лица (особенно Селим), уделено значительное внимание их психологии. Селим близок Аджи, герою поэмы «Каллы»; это герой-бунтарь, не признающий нерушимости брака, освященного обычаем; он страстно протестует против права старшинства; герой «Каллы» выступает против кровной мести. Проклят и обречен на одиночество и позорную смерть Селим. Скитается Аджи, ставший «каллы» («кровником»). В обеих поэмах зловещую роль играют муллы — поборники религиозного фанатизма.
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни