logo search
Детская литература

54. Научно-познавательная книга 1920-1930 гг. (в. Бианки, б. Житков, м. Ильин, м. Пришвин, е. Чарушин).

Научно-познавательная литература - явление особое, и некоторые исследователи даже не рассматривают её в общем контексте детской литературы, объясняя это тем, что она лишена эстетического начала, выполняет только обучающую функцию и обращена лишь к разуму ребёнка, а не к его целостной личности. Она действительно решает прежде всего образовательную задачу, примыкая к учебной литературе, и не имеет многих характерных признаков художественных произведений. Такая литература прежде всего развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями.

Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения».

Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

Борис Степанович Житков писал исключительно для детей. Тончайший психолог и эрудит, он никогда не заигрывал с детьми, разговаривая с ними на равных. А вот животные из его рассказов, будь то умные слоны, проворные тигры, обаятельные обезьяны или отважные мангусты, в чем-то обязательно схожи с любопытными детьми. Житков начал со сборника Злое море (1924), в котором особенно удались рассказы Коржик Дмитрий и Мэри. Затем последовали Морские истории (1927), Рассказы о животных (1935) и Пароход (1935), написанные лаконичным, образным языком. Здесь и малоизвестные далекие азиатские страны, и колорит неведомых континентов, где обитают экзотические птицы и рыбы, и рассказы о традициях мореходов. Венцом творчества Житкова стала его повесть-энциклопедия для детей Что я видел (1939), вышедшая уже после его смерти.

М. Пришвин. «Золотой луг» (1960). Обратим внимание на названия ее «частей» (разделов): «Лисичкин хлеб», «Ярик», «Зверь бурундук», «Разговор птиц и зверей», «В краю дедушки Мазая», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин» — всего 99 рассказов. Уже названия говорят об их энциклопедичности — разносторонний ракурс любознательного рассмотрения природы. Большая, талантливая литература для детей — ценнейшая часть общезначимой, общечеловеческой художественной культуры. Развивается она в едином с общей художественной культурой «настроении», как целостное проявление национальной культуры.

Обостренное гражданское самосознание побудило М.М.Пришвина (он не уезжал в эвакуацию, жил в течение войны под Москвой) отдать силы души, ума детям, оставшимся без родителей. Настена и Митраша — главные герои «Кладовой солнца» — сироты. Писатель создает цикл «Рассказы о ленинградских детях», каждый из которых надо читать, анализировать, ощущать и с позиции истории, и с учетом их ценности сегодня. Каждый из рассказов — судьба ребенка. Все они — разрешение проблем нравственности, человечности и вскрытие бездушия, черствости, бесчеловечности... Вечных, не уходящих в историю проблем.

Чарушин Е. И. -- один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания.

Чарушин Е. пробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. В своих текстах очень часто возникали споры между Чарушиным-писателем и Чарушиным-художником.

До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов -- С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.

.Ильин — Илья Яковлевич Маршак — страстно доказывал, что научная книга для детей (именно так он называл этот жанр) должна быть подлинным литературным произведением. При этом он решительно выступал против компиляции и вульгаризации научных знаний.

Сегодня книги М.Ильина сами являются отличными образцами познавательной литературы. При этом они целиком принадлежат своей эпохе. Мы можем не соглашаться с идеологией автора, оспаривать его выводы. Но нельзя не заметить: М.Ильин с большим мастерством отбирал факты и образы и компоновал их. Это одинаково справедливо для «Рассказов о вещах» и «Рассказа о великом плане», и для более поздних книг — «Как человек стал великаном», «Человек и стихия», «Покорение природы». Показательно, что «Рассказ о великом плане», написанный для советского юношества, уже в 1931 году был переведён на английский язык и напечатан в Америке под заглавием «Азбука новой России».

Он также является автором занимательных очерков о развитии техники («Как автомобиль учился ходить», 1930, «Рассказы о вещах», 1936).