logo search
Детская литература

57. Журналистика для детей. Пропаганда детской книги в научно-методических журналах «Дошкольное воспитание», «Пралеска».

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал А.О. Ишимовой "Звездочка" (1842-1863). Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 - 1881) следует сказать особо, так как она сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой половины XIX века.

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал "Тропинка" (1906 - 1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

В 20-30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития,- формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости. Самыми популярными среди них были «Еж» и «Чиж».

В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого - начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для дошкольников ("Новая игрушечка", "Веселые картинки"), младших школьников ("Поиграем в сказку"), подростков ("Пионерская правда", "Глагол", "Пионер", "Юный натуралист", старшеклассники. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объем.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и тд.

Журнал «Дошкольное воспитание». Ежемесячное издание для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов, колледжей и родителей. Журнал предлагает читателям научные статьи по педагогике и психологии, методики занятий, советы и консультации для родителей и педагогов.

Сегодня журнал своим авторитетом во многом определяет политику в дошкольном образовании, которая на государственном уровне попросту отсутствует. Раскрывая его, читатели-практики получают возможность заново найти для себя утраченные было приоритеты, цели и смысл своей повседневной работы. Журнал при этом ничего не навязывает. Он просто рассказывает, показывает и доказывает: это – хорошо, а, главное, осуществимо. Предлагая сделать свой выбор самим читателям.

Журнал “Пралеска” знакомит читателей со спецификой и опытом работы дошкольных учреждений различных типов, видов, профилей, современными педагогическими технологиями и инновациями, теоретическими и практическими разработками ученых, методиками физического, интеллектуального, психического, нравственного, эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Является хорошим помощником и советчиком практических работников дошкольных учреждений, организаторов образования, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений, родителей, всех, кто занимается воспитанием детей от рождения до 7 лет.