logo search
Детская литература

38. Поэзия «обэриутов» в развитии детского словотворчества.

Эта позиция вполне уживалась, казалось бы, с несовместимой творческой направленностью — с установкой на самоценную игру словом, на формалистические увлечения («Объединение реального искусства»).

Объединение составляли поэты: Д.Хармс (Д.И.Ювачев), А. Введенский, Н.Заболоцкий, И.Бах-терев, Ю.Владимиров, прозаик Д.Левин...

Конечно, скоморошество, радость изобретательства в игре словами не могут быть чужды искусству. Особенно если речь идет о детях, о детстве. Детские считалки, загадки, перевертыши насыщены такой игрой... И все же, видимо, еще предстоит изучить и концепции, и творчество группы обэриутов и, возможно, найти иные трактовки.

Даниил Хармс, первый российский поэт-абсурдист, чьи авангардистские стихи и прозу с восторгом приняла детская аудитория. Произведения Хармса публиковались в детских журналах «Ёж» и «Еж». Особый успех выпал на долю стихотворения Иван Иванович Самовар, рассказа Озорная пробка и феерической истории О том, как Панкин Колька летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил. Даниил Хармс, обладавший уникальным чувством юмора, в 1929 выпустил сборник стихов для детей Во-первых и во-вторых. Затем – книгу под названием Игра (1930). В 1931 вышел еще один сборник стихов для малышей и подростков – Миллион. В 1933 особенно популярными среди детей была серия его абсурдистских рассказов о профессоре-мистификаторе Трубочкине.

Парадоксально-игровая поэзия общается со своим читателем на другом уровне: дидактическое начало здесь ослаблено, зато на первый план выступает начало игровое, развивающее в ребёнке способность нестандартно мыслить и творчески воспринимать мир. В основе таких стихотворений - парадоксальная, немыслимая ситуация. Этот "мир вверх ногами" создаётся при помощи словесной игры, таких приёмов, как оксюморон и метатеза. В первом случае сочетаются противоположные или несочетаемые слова или понятия, обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом.

Синтаксис в парадоксальных стихах тоже экспериментальный: например, одно предложение разбивается на несколько частей, между которыми появляются другие самостоятельные предложения, словом, элемент путаницы и неразберихи присутствует во всей структуре стиха. Часть этих приёмов восходит к устному народному творчеству, в частности, к поэтике небылиц и перевёртышей. На первый взгляд эти словесные эксперименты способны запутать маленького читателя, но на самом деле он хорошо знаком со словотворчеством и легко принимает правила игры. Включаясь в неё, ребёнок, с одной стороны, учится распознавать правильный порядок вещей, а с другой стороны, учится мыслить ассоциативно, улавливать тонкие смысловые связи между словами и понятиями и в целом творчески подходить к любой ситуации.