32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
"Герой нашего времени" — "история души человеческой", личности, воплотившей в своей индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин — единственный главный герой. Молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам "жалкостью действий", пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть "на страдания, радости других только в отношении к себе" - как на "пищу", поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования. И все же Печорин - натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник - не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость - маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным активным, в его груди дремлют "жизни силы", он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы "Демон". И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом "честные контрабандисты", погибает молодой офицер Вулич. Белинский видел в характере Печорина "переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем".
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни