logo search
РГГУ Введение в литературоведение 34 вопроса

31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс

Эвфония — это благозвучие (или намеренное неблагозвучие) фонетического уровня поэзии.

ЭВФОНИ́Я (греч. εὐφωνία — благозвучие) — звуковая организация художественной речи, приобретающая особенное значение в стихах, их фонический состав. В узком смысле под Э. понимают иногда артикуляционное и акустическое благозвучие; так, неблагозвучно скопление гласных на стыке слов (хиатус), а также скопление согласных. Требования к Э. меняются, определяясь поэтикой школ и направлений.

К явлениям эвфонии относятся все виды звуковых повторов, которые используются либо в качестве обязательных сквозных компонентов произведения, либо в качестве факультативных, непериодически возникающих в тексте. Так, для русского классического стиха характерна рифма как сквозной повтор, аллитерация же факультативна (т. е. возникает в непредсказуемых системой позициях). Как и стих в целом, эвфонические условия определяются особенностями языка и традицией.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (лат. ad — к, при и littera — буква) — стилистический прием, заключающийся в повторении однородных звуков (согласных) в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха («Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» — А. С. Пушкин). Широко использовалась символистами, часто даже в ущерб смыслу («Чуждый чарам черный челн» — К. Бальмонт). Также широко распространена в народном творчестве.

АССОНА́НС (франц. assonance, от лат. assono — откликаюсь) — 1) Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков. 2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или нескольких стихотворных строк, в которых совпадают гласные при большой свободе согласных, напр. краси́вая — неугаси́мая, кля́узе — ма́узер. У русских поэтов 19 в. ассонанс очень редок. Возрожден символистами.

      1. Художественный стиль

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

ХУДО́ЖЕСТВЕННОСТЬ — сложный комплекс внутренних (структурных) свойств, определяющих принадлежность плодов творческого труда к сфере искусства. В более узком (и более употребительном) значении понятие «художественность» выдвигает на передний план оценочный момент завершенности и осуществленности, адекватной воплощенности творческого замысла, «чувственной законченности» и артистизма, свойственных состоявшемуся произв. искусства и являющихся залогом его воздействия на читателя, зрителя, слушателя.

Предпосылкой художественности является духовно-творческий потенциал, способность сказать «новое слово», обладание оригинальной художественной идеей, мыслью. Но творчество нового художественного предмета становится возможным только тогда, когда эта идея, еще оставаясь в сфере воображения, представляется художнику явившейся как бы извне — как смутное, но самосущее нечто, предстоящее творческому сознанию и уже скрепленное с запредельным психике и идеологии художника миром.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.

      1. Литературный процесс. Понятие о литературном направлении

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ПРОЦЕ́СС — историческое существование литературы, ее функционирование и эволюция как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира.

Литературный процесс в каждый исторический момент включает в себя как сами словесно-художественные произведения, социально, идеологически и эстетически разнокачественные (от высоких образцов до эпигонской, бульварной или массовой литературы), так и формы их общественного бытования (публикации, переиздания, литературная критика). Порой произведения становятся достоянием литературного процесса лишь через большой промежуток времени после момента их создания или первой публикации (многие стихотворения Ф. И. Тютчева, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). С другой стороны, важным фактором литературного процесса эпохи иногда становятся явления, которые в масштабах истории национальной литературы малозначительны; таковы полосы увлечений целыми жанрами или отдельными писателями.

Важная сторона литературного процесса — постоянное взаимодействие художественной литературы с другими видами искусства, а также с общекультурными, языковыми, идеологическими, научными явлениями. Нередко (особенно в последние столетия) наличествует прямая связь творчества писателей и их групп с общественно-политическими движениями, а также философскими концепциями.

Понятие литературного процесса формировалось на протяжении 19—20 вв. по мере постижения литературы как исторически меняющейся целостности (уже в 19 в. использовались терминологические выражения «литературная эволюция» и «литературная жизнь эпохи»). Термин «литературный процесс» возник на рубеже 20—30-х гг. 20 в. и стал широко употребительным в 60-е гг.

ТЕЧЕ́НИЕ И НАПРАВЛЕ́НИЕ литературные — понятия, которые обозначают возникающее на определенной стадии литературного процесса единство ведущих духовно-содержательных и эстетических принципов, охватывающее творчество многих писателей (групп, школ). В борьбе и смене течений и направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. В применении этих терминов нет какого-либо согласия: подчас они употребляются как синонимы; часто «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению». Нередко «течение» отождествляют с литературной школой и группировкой, а «направление» — с художественным методом или стилем. В 60-е гг. все настойчивее подчеркивается специфичность понятий течения и направления, их связь с художественным содержанием. А. Н. Соколов рассматривает направление как идейно-художественную целостность, включающую в себя метод и стиль в качестве отдельных слагаемых; причем ведущим и организующим началом направления является идейное содержание. Понятие «направление» фиксирует единство более общих духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленное единством культурно-художественных традиций, типом миропонимания писателей, общностью стоящих перед ними жизненных проблем, а в конечном счете — общностью или сходством эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации. Но само миропонимание — отношение к поставленным проблемам, представление о путях и способах их разрешения, идеалы, идеология, и художественной концепции, а также стилевые принципы писателей, принадлежащих к одному направлению, — может быть различным, даже противоположным.

Лит. борьба ведется не только между различными направлениями, но и внутри них — между входящими в их состав течениями, школами и группировками (напр., борьба «сумароковского» и «ломоносовского» течений в русском классицизме; критическое отношение романтиков-декабристов к поэзии «сердечного воображения» Жуковского, конфликт между писателями-реалистами революционно-демократического и дворянского лагерей; полемика внутри русского символизма).

Принадлежность к какому-либо течению и/или направлению (равно как и стремление остаться вне существующих направлений) предполагает свободное — личное и творческое — самоопределение писателя.