logo search
Детская литература

35. Образ ребенка в повести «Малыш и Карлсон» а. Линдгрен.

«Малыш и Карлсон» (1955) – настоящая современная сказка, описывающая хорошо знакомый и понятный любому городскому ребенку мир; он полон, конечно, захватывающих приключений. Но маленькому читателю важно и данное глазами Малыша, притом очень реалистическое, изображение мира взрослых, семьи, отношений с братом и сестрой и т.д. Проблема детской психологии решена очень удачно и оригинально: ведь Карлсон – это как бы «второе я» Малыша, его чисто «ребячливая» ипостась, капризная, эгоистичная до жестокости, но при этом неутомимо энергичная, полная изобретательности и страсти к приключениям – и неотразимая. То, что Карлсон «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил», придает истории особую забавность. А поскольку страдает от эгоизма Карлсона больше всего сам беззаветно преданный ему Малыш, которому нельзя не сочувствовать, и поскольку по отношению к Карлсону Малыш выступает в той же всепрощающей, умиротворяющей и охраняющей (а также – постоянно – питающей) роли, что и родители по отношению к детям, книга вовсе не является ниспровержением семейных основ и угодничеством перед детьми. Детей учат здесь вполне «взрослым» ценностям.