logo search
Детская литература область всеобщей культуры

37. Морские рассказы б. С. Житкова. Что я видел?

Бори́с степа́нович житко́в (30 августа (11 сентября) 1882 года, новгород — 19 октября 1938 года, москва) — русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Борис житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «ленинские искры», «новый робинзон», «ёж», «чиж», «юный натуралист»,воробей (журнал), «пионер». Работал корреспондентом в дании.

Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя — о науке. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное — чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам — было его величайшим источником вдохновения. Герои житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «на воде», «над водой», «под водой», «механик салерно» и др.

Произведения житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества житкова — сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.

Создал циклы детских рассказов «что я видел» и «что бывало». Главный герой первого цикла — любознательный мальчик «алёша-почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире алёша.

Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч. К «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества житкова – повесть-энциклопедия «что я видел».

Беллетристические произведения его можно разделить на три группы. Первая — "злое море" и "ураган" — характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. П. Своеобразное построение — переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, литературный, полный намеков и недомолвок язык — вот характерные черты произведений этой группы. В произведениях второй группы — "про слона", "голый король" — ж. Больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов — развертывание фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык. Произведения третьей группы — "дяденька", "джарылгач", "мятель" — характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается ("удав", "мятель" и др.) Ж. Работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала ("паровозы", "про эту книгу", "река в упряжке", "черные паруса" и др.).

Опыт создания энциклопедии для детей "что я видел"

В августе 1936 года впервые появляются в письмах и дневнике житкова упоминания о будущей энциклопедии - о "почемучке", как он ее называл в просторечии, то есть книге, озаглавленной: "что я видел".

Трудность избранной задачи и увлекала и пугала его.

Житков понимал, что и "познавательная" книга для маленьких должна иметь сюжет, развиваться драматически, иначе дети, да еще четырехлетние, будут воспринимать ее со скукой, то есть не воспримут вовсе. Книга "что я видел", по замыслу автора, - энциклопедия, собрание ответов на самые разные "почему". Она должна объяснить четырехлетнему ребенку, что такое метро, что такое баштан, красная армия, аэропорт и зоосад. В научно-художественных книгах житкова для подростков сюжетом, придающим им драматическое напряжение, были "перипетии научной мысли". "провалы и удачи гениальных исследователей - вот что должно драматизировать "производственную" книгу", - писал житков в статье "о "производственной" книге". Четырехлетние же не интересуются перипетиями научной мысли и провалами и удачами исследователей. Они ждут прямого ответа на прямые и совершенно конкретные вопросы: что такое метро? Кто живет в зоологическом саду? А почему у слона такой длинный хобот? Значит, сюжетом "познавательной" книги для маленьких не может быть "борьба и трагедия", драматизировать ее должно что-то другое. Чем же будут связаны между собой все эти предметы, столь далекие друг от друга: баштан и аэропорт, дворец пионеров и красная армия?

сюжетом книги житков сделал путешествие четырехлетнего алеши. С мамой алеша побывал в москве - впервые увидел вокзал, поезд, а потом такси, семафор, гостиницу, кремль. Из москвы он отправился на украину, к бабушке в колхоз, - тут увидел он леса и поля, огороды, сады, баштаны. Потом на самолете он прилетел к отцу в харьков. В пути и на месте неустанно спрашивал алеша: "почему?" мальчик познает мир - вот что сделалось сюжетом книги - и познает его не статически, а, как и свойственно детям, - в действии.

к тому времени, когда житков приступил к работе над энциклопедией для четырехлетних, у него уже был некоторый опыт в писании не только для малышей, но и от их лица. Герою рассказа "как я ловил человечков", помещенного в 1934 году в № 3 журнала "чиж", и рассказа "нюша", оставшегося неопубликованным, - не более пяти лет. Герой этих рассказов по всем своим интонациям - родной брат алеши-почемучки.

но и живой памяти о детстве и огромного запаса наблюдений над детьми было, разумеется, недостаточно, чтобы от лица четырехлетнего написать книгу о том, как ребенок познает мир. Ведь это не просто энциклопедия, а энциклопедия советская, имеющая, кроме познавательной, отчетливую педагогическую цель: рассказать детям не только о конкретных предметах - о поезде, грибах или баштане, но и внушить первые представления о законах советского общества, о трудовых связях советских людей, о том, каким глубоким уважением пользуется в нашей стране труд, и внушать все эти понятия, ведя повествование от имени четырехлетнего героя.

Книгой "что я видел" житков еще раз подтвердил, в какой высокой степени владеет он умением "толково отвечать на вопросы". Литературное умение нигде не изменяет житкову - и многочисленные предметы, описанные им в этой книге, изображены с большой наглядностью, а многочисленные эпизоды алешиного путешествия, призванные развлекать читателя, действительно его развлекают.