logo search
Шпоры отечка

12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора

Роман “Евгений Онегин” — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю.

В романе воссоздаются два важнейших историко-культурных пространства – две столицы, Москва и Петербург. Их роль важна в развитии сюжета. В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. В основе композиции — путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной, Ольгой и Ленским. После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает из родных мест, а Татьяну везут на «ярмарку невест» в Москву. Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной. Москва занимает промежуточное, срединное место в композиции произведения. Она - тема седьмой главы (хотя действие главы начинается в деревне).

Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и око­ло пятидесяти малых. Многие считают, что главный герой романа — это все-таки сам Пушкин. Об авто­ре мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сра­зу же сказал о Евгении, что это «добрый мой при­ятель». Однако Пушкин указывает на то, что это не его автопортрет, слишком многим они разятся. Поэт в романе друг, очевидец, отдельный персонаж, повествователь, который даёт свою субъективную оценку как самим героям, так и происходящим событиям, что придаёт роману ещё большую объективность и близость к реализму.

Все его реплики, юмористические, исторические, житейские, лирические столь же неразрывно связаны с сюжетом романа, что их никак нельзя назвать просто «лирическими отступлениями». Они составляют особый сюжет – «сюжет автора», равноправный «сюжету героев».