9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
Любовная лирика Пушкина богата и разнообразна по оттенкам. Для него любовь – это глубоко нравственное, чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, восторг перед духовной и физической красотой, это выражение безграничного уважения к женщине.
Основной мотив люб.лирики П. – облагораживающее воздействие любви на человека, возвышающее его и вдохновляющее на создание прекрасного. Худож.особенности стихотворения определяют силу его эмоционального воздействия. Почти каждая строфа имеет свою тональность, свою эмоциональную окраску. Для первых двух строф она лирико–эпическая. Поэт вспоминает о своих переживаниях, рассказывает о них. Третья строфа элегическая, грустная, четвертая – минорная, в ней даже звучат трагические ноты. И, наконец, две последние строфы написаны единым порывом, тон радостный, оптимистический. В стихотворении поэт широко использует эпитеты (“чудное мгновение”, ”милые черты”, ”голос нежный”), сравнения (”как мимолетное видение, как гений чистой красоты”). Они подчеркивают переживания лирического героя, свидетельствуют о его глубоком очаровании. Стихотворение напоминает своим ритмом вальс, четырехстопный ямб, способствует особой плавности и размерности звучания. В данном стихотворении показана философия любви. И биографическое уже не столь важное. Даже сама любимая нарисована общими чертами, это неземная женщина, это небожительница, то есть мы видим божество как идеал, как воплощение прекрасного. Душа способна испытать пробуждения, если она в себе несет готовность жить. Очень часто тема любви сливается у Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Пример тому чудесное стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, написанное в мае 1829 года, посвящено стихотворение Наталье Гончаровой. В стихотворении пейзаж не только гармонирует с чувствами героя, но он и открывает космос, он помогает понять, что мир живет тем же законом что и душа: холмы олицетворяют статику, река – движение. Человек – часть этого космоса, он открывает в себе способность любить. Вершиной творческого духа можно считать стихотворение “ Я вас любил” в двух строфах раскрывается красота души поэта, с его представлением о чувстве любви как о чувстве самоотверженном. Поэт не мстит за то, что появился у него соперник. Он желает даже в этом случае своей любимой только счастье. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать любимого человека, признавать его право на свободу чувства. В стихотворениях Пушкина запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В ранней лирике Пушкина любовь – мечта, образы героинь-возлюбленных достаточно условны, как условны их имена – Дорида, Лаиса, Эльвина (В Дориде нравятся и локоны златые,И бледное лицо, и очи голубые…). В отличие от образа Дориды женский образ в послании "К***" лишен плотского начала, поражая своей всепобеждающей красотой, неземной чистотой, высоким благородством. Это стихотворение, созданное поэтом в 1825 г, обращено к Анне Керн. Здесь на первом плане субъективное впечатление о женщине. С особой силой подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются "И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы и любовь", которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта. В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария-дева, Пречистая. В 1830 г П. создает сонет "Мадонна", появление которого чаще всего связывают с именем Н.Н. Гончаровой. В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины. Поэт называет свою избранницу "моя Мадона". Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла.
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни