logo search
Шпоры отечка

10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия

Замысел исторической драмы возник у Пушкина при прочтении 9 и 11 томов « Истории государства Российского» Карамзина. В них содержалась история царствования Фёдора Михайловича, Борис Годунова, Фёдора Годунова и Лжедмитрия. Богатые впечатления дала Пушкину и поездка в древнерусский город Псков в сентябре 1825.

Это «романтическая трагедия», созданная по образцу романтически понятого Шекспира и его «хроник». По всем признакам она порывала с предшествующее классицистической традицией: в ней не было соблюдено ни одно единство (действие перемещалось из России в Польшу, из палат Кремля в трактир, а также оно растянуто на несколько лет). Сцены, написанные стихами, сменялись сценами, написанными прозой, драматические эпизоды сменялись комическими. Пушкин отказывается делить трагедию на действия и акты и делит ее на 23 сцены, что позволяет ему показать жизнь того времени с разных сторон. Также вопреки классицизму нет любовной интриги (увлечение самозванца Мариной Мнишек – боковой эпизод пьесы).

В трагедии поэт поставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». Пушкин стремился понять действие исторического процесса, его механизм, законы, им управляющие. В трагедии большое количество – около 60 – действующих лиц, среди которых представители самых разных сословий, но при этом среди них нет четко выделяющегося главного героя (царь Борис только в 6 сценах, после его смерти действие не заканчивается).

Пушкин взглянул на историю иначе, чем Карамзин. В истории, по мысли поэта, действуют две силы - рациональная и стихийная, то есть иррациональная. С одной стороны, история – это столкновение интересов различных социальных групп, с другой – стихийная иррациональность Рока, Судьбы. Так, Борис Годунов, изначально, вне зависимости от его личных качеств и способностей, обречён на гибель. И если у Шекспира действие определяет конфликт личностей, то у Пушкина Борис не является жертвой боярских интриг, Самозванца или поляков. Борис мог бы справиться со всем этим – но он в воле Рока. Судьба преследует Бориса смертью царевича и мнением народным. Поскольку именно они выступают орудием Судьбы, то народ мыслится Пушкиным как иррациональное, которое не подчиняется рациональным и этическим законам. Хотя народ берёт на себя право морального суда, его оценки и правильны и ошибочны, в них чрезвычайно слаб сознательный компонент. Мнение народа изменчиво, ему нельзя доверять. Кроме того, народное мнение – темно. Чтобы выявить это, Пушкин вводит религиозную тематику, организуя действие вокруг воскрешения Дмитрия. Борису приходится вести борьбу не только с реальными соперниками, но и «тенью» Дмитрия, народным суеверием.

Таким образом, «мирный суд» в трагедии заканчивается победой народа. Но одновременно и его поражением: на смену старому тирану пришел тиран новый. Здесь во многом проявляется трактовка ситуации во Франции времен поэта, когда после революции власть была вновь узурпирована. Поэтому вся трагедия пропитана отрицанием деспотизма самодержавия.