15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
Денис Давыдов (возглавлял партизанское движение в 1812, служил в гусарском полку) - создатель т.н. жанра "гусарской лирики", лирического дневника свободомыслящего воина и поэта ("Гусарский пир", "Бородинское поле" и др.). Читателей пленял «стих могучий, достопамятно живой, упоительный, кипучий». После окончания Отечественной войны стал членом литературного общества «Арзамас», был близок к декабристам. Для его стихов по-прежнему характерны дух независимости и патриотизма. Но появляются грустные раздумья по поводу увлечения молодежи светской жизнью. В послевоенные годы пишет элегии, сохранивший разговорно-бытовой стиль гусарских стихов. Лирический герой с чертами простоты и внешней грубости, но с нежной, искренней душой. Во второй половине 20-х годов создает «Военные записки» - в форме дневника о военных событиях 1806 – 1813 гг. В конце творчества пишет много сатирических стихов, разоблачая дворянство за прикрывание своей крепостнического существа маской либерализма. Одним из самых популярных поэтов 20-х годов был Николай Языков. Первое стихотворение – 1819 г. В 1822 поступил в Дерптский университет, где стал выразителем свободомыслия и бесшабашного веселья студентов. Для студенческого кружка написал знаменитую песню «Из страны, страны далекой». Не был членом тайного общества, но декабристские вольнолюбивые настроения характерны для его романтических стихов 20-х гг. У него четыре жанра: послания, стихотворения на исторические темы, песни и элегии. Дружеские послания – в духе Батюшкова и лицейских стихов Пушкина. На историческую тему – близки думам Рылеева, в них призыв к борьбе с самодержавием. Все стихотворения того времени пропитаны духом патриотизма и недовольством действительностью. По эмоциональной выразительности и манере песни близок к Давыдову. Впоследствии сблизился со славянофилами и вел яростную борьбу с западниками. Последние 2 сборника уже не имели успеха. Другой известный поэт пушкинского круга – Петр Вяземский. Впервые выступил в печати в 1808 году, а вообще его творчество продолжалось в течение 70 лет. В ранний период 1808 -1816 писал согласно традициям легкой поэзии 18 века. Вяземский иронично смотрел на жизнь современного ему общества, оставаясь в стороне от его интересов. Жанры того времени – эпиграммы, сатирические песенки, басни, дружеские послания, альбомные стихи. Сатирической остротой отличаются эпиграммы на литературных врагов, выступает борцом за карамзинизм. Следующий период творчества: Крах надежд на либеральные преобразования Александра 1 вызывает ноту гневного протеста в стихах «Сибирякову» (1819), «Негодование» (1820). В это же время писал элегии («Первый снег», «Уныние» - из последней эпиграф к Онегину, и жить торопится и чувствовать спешит). В этот период творчества он обратился к традициям гражданской лирики Державина, Радищева. В стихах стремился не к эмоциональному воздействию, а к логическому убеждению читателя. Но при этом он не был поэтом-философом – не размышлял об основах бытия, думал о действительности. Ему свойственна разговорно-бытовая поэтическая речь. В 40-х годах приходит к разрыву с передовой общественной мыслью, его творчество идейно оскудевает. Литературная деятельность Антона Дельвига началось еще в лицее. В 1824 издавал альманах «Северные цветы». В 1829 – его собрание стихов. Был членом общества «Зеленая лампа», был близок с декабристами. Оппозиционные настроения отразились в его произведениях первой половины 20-х годов. В «Петербургским цензорам» осмеивает изуверство цензурного комитета и министра Голицына, пишет подражание атеистической песенке Беранже, обличая самодержавие. Но таких стихов немного. В основе его поэтического мировоззрения мысль, что земная жизнь есть высшее благо. Отрицал возможность иного мира и не скорбел о кратковременности жизни. Ему чужда мистика. Однако все это делало его поэзию односторонней, аполитичность мешала поэту оценить жизнь во всей ее сложности. Он ограничивался темами любви, дружбы, искусства, природы. Для раннего периода характерны стихи в антологическом роде и элегии. Позднее он обратился к идиллии и русской песне.
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни