logo search
Шпоры отечка

15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг

Денис Давыдов (возглавлял партизанское движение в 1812, служил в гусарском полку) - создатель т.н. жанра "гусарской лирики", лирического дневника свободомыслящего воина и поэта ("Гусарский пир", "Бородинское поле" и др.). Читателей пленял «стих могучий, достопамятно живой, упоительный, кипучий». После окончания Отечественной войны стал членом литературного общества «Арзамас», был близок к декабристам. Для его стихов по-прежнему характерны дух независимости и патриотизма. Но появляются грустные раздумья по поводу увлечения молодежи светской жизнью. В послевоенные годы пишет элегии, сохранивший разговорно-бытовой стиль гусарских стихов. Лирический герой с чертами простоты и внешней грубости, но с нежной, искренней душой. Во второй половине 20-х годов создает «Военные записки» - в форме дневника о военных событиях 1806 – 1813 гг. В конце творчества пишет много сатирических стихов, разоблачая дворянство за прикрывание своей крепостнического существа маской либерализма. Одним из самых популярных поэтов 20-х годов был Николай Языков. Первое стихотворение – 1819 г. В 1822 поступил в Дерптский университет, где стал выразителем свободомыслия и бесшабашного веселья студентов. Для студенческого кружка написал знаменитую песню «Из страны, страны далекой». Не был членом тайного общества, но декабристские вольнолюбивые настроения характерны для его романтических стихов 20-х гг. У него четыре жанра: послания, стихотворения на исторические темы, песни и элегии. Дружеские послания – в духе Батюшкова и лицейских стихов Пушкина. На историческую тему – близки думам Рылеева, в них призыв к борьбе с самодержавием. Все стихотворения того времени пропитаны духом патриотизма и недовольством действительностью. По эмоциональной выразительности и манере песни близок к Давыдову. Впоследствии сблизился со славянофилами и вел яростную борьбу с западниками. Последние 2 сборника уже не имели успеха. Другой известный поэт пушкинского круга – Петр Вяземский. Впервые выступил в печати в 1808 году, а вообще его творчество продолжалось в течение 70 лет. В ранний период 1808 -1816 писал согласно традициям легкой поэзии 18 века. Вяземский иронично смотрел на жизнь современного ему общества, оставаясь в стороне от его интересов. Жанры того времени – эпиграммы, сатирические песенки, басни, дружеские послания, альбомные стихи. Сатирической остротой отличаются эпиграммы на литературных врагов, выступает борцом за карамзинизм. Следующий период творчества: Крах надежд на либеральные преобразования Александра 1 вызывает ноту гневного протеста в стихах «Сибирякову» (1819), «Негодование» (1820). В это же время писал элегии («Первый снег», «Уныние» - из последней эпиграф к Онегину, и жить торопится и чувствовать спешит). В этот период творчества он обратился к традициям гражданской лирики Державина, Радищева. В стихах стремился не к эмоциональному воздействию, а к логическому убеждению читателя. Но при этом он не был поэтом-философом – не размышлял об основах бытия, думал о действительности. Ему свойственна разговорно-бытовая поэтическая речь. В 40-х годах приходит к разрыву с передовой общественной мыслью, его творчество идейно оскудевает. Литературная деятельность Антона Дельвига началось еще в лицее. В 1824 издавал альманах «Северные цветы». В 1829 – его собрание стихов. Был членом общества «Зеленая лампа», был близок с декабристами. Оппозиционные настроения отразились в его произведениях первой половины 20-х годов. В «Петербургским цензорам» осмеивает изуверство цензурного комитета и министра Голицына, пишет подражание атеистической песенке Беранже, обличая самодержавие. Но таких стихов немного. В основе его поэтического мировоззрения мысль, что земная жизнь есть высшее благо. Отрицал возможность иного мира и не скорбел о кратковременности жизни. Ему чужда мистика. Однако все это делало его поэзию односторонней, аполитичность мешала поэту оценить жизнь во всей ее сложности. Он ограничивался темами любви, дружбы, искусства, природы. Для раннего периода характерны стихи в антологическом роде и элегии. Позднее он обратился к идиллии и русской песне.