5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
«Горе от ума» является великим произведением русского реализма. Главное содержание комедии Грибоедова – борьба нового со старым, революционного с реакционным, антикрепостнического с крепостническим. Это столкновение выражено как трагическая борьба одинокого, но пламенного борца со сплоченным и еще торжествующим миром фамусовых, скалозубов, молчалиных. Грибоедов показал самый процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу со своим классом. Этот конфликт автор осмыслил не отвлеченно, а через перенесение в комедию характерных черт общественных и бытовых явлений того времени (в этом – как раз проявление реализма). Действие комедии имеет четкие хронологические границы: например, Хлёстова говорит о ланкастерском взаимном обучении, а оно началось в России в 1819, Фамусов восклицает «Ах! Боже мой! Он карбонарии!», а это революционное итальянское движение 1820-1823 гг. и т.д. Сюжет строится на двух параллельных интригах – социальная и любовная. Социальная шире, так что даже традиционный конфликт двух героев, добивающихся взаимности героини, видоизменен и подчинен борьбе героев за свое понимание смысла жизни (Чацкий и Молчалин).
Главный образ в комедии – Чацкий. Чацкий – человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышание. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец за дело, идею, правду.
«Ум» Чацкого – важная художественная категория, он движет в комедии развитием действия. Наличие сильного и глубокого ума - свидетельство высоких политических убеждений гл. героя. Вольнолюбивый ум Чацкого определяет и его протест против существующего режима, подлинно революционную любовь к отечеству, умение распознать тупость, косность «отцов отечества» и тех репетиловых, кто примазывается к истинным вольнодумцам эпохи. Но тот же «ум» героя влечет за собой и «горе» Чацкого, приводя к конфликту с обществом. То, что Чацкий считает умом, в восприятии Фамусова и его гостей – безумие.
В образе Чацкого можно выделить и комические несоответствия. Одним из главных является несоответствие ума и поведения героя. Несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую попадает герой в конце третьего действия, состоит в том, что, когда он произносит свою пылкую речь, то его никто не слушает: "старики разошлись к карточным столам", а он упорно продолжает "метать бисер перед свиньями".
Софья – один из первых реалистических образов русской женщины. Но она еще слишком непоследовательная, компромиссная фигура. Она еще не сознает, насколько связано ее стремление любить по велению сердца и жить своим умом с борьбой Чацкого за права свободного человека, и наносит ему роковой удар. Но при этом в ее образе есть нечто, что несколько отрывает ее от фамусовского общества. Ведь она полюбила неравного себе (Молчалина) и тем как бы бросает вызов домостроевским правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих.
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни