22. Хронотоп
(учебник Чернец)
Не пугайтесь, что так много: это всё довольно легко, главное один раз прочитать и понять, а запомнить то, что выделено подчеркиванием/жирным шрифтом/маркером Я оставила самое понятное, важное и нужное с примерами.
Хронотоп - это единство места, времени и действия;
- существенная, закономерная взаимосвязь временных и пространственных отношений.
Естественными формами существования нашего мира являются время и пространство. Однако художественный мир, или мир произведения, всегда в тойили иной степени условен: он есть образ действительности. Время и пространство в литературе, таким образом, тоже условны. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же втягивается в движение времени, сюжета, истории. В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах. Столь же просты переходы из одного временного плана в другой (особенно из настоящего в прошлое и обратно).
I. Время и пространство в литературе прерывисты (дискретны).
Литература оказывается способной не воспроизводить весь поток времени, но выбирать из него наиболее существенные фрагменты, обозначая пропуски («пустоты», с художественной точки зрения) формулами типа: «долго ли, коротко ли», «прошло несколько дней» и т. п.
Что касается пространства, мгновенная смена пространственно-временных координат (например, перенесение действия из одного города в другой) делает ненужным описаю промежуточного пространства (например, дороги). Дискретность же собственно пространства проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощь отдельных деталей, наиболее значимых для автора. Остальная же (как правило, большая) часть «достраивается» в воображении читателя (так, место действия в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" обозначено немногими деталями: «большое поле», «редут», «пушки и леса синего верхушки»).
II. Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы.
а) Лирика. Условность максимальна в лирике, где может совершенно отсутствовать образ пространства или оно иносказательно: пустыня в пушкинском «Пророке», море в лермонтовском «Парусе» обозначают понятия гораздо более широкие и глубокие – жизнь человека. Для лирики также характерно повсеместное взаимодействие временных планов: прошлого, настоящего и будущего.
б) Эпос. Следующий по условности хронотопа род литературы – эпос. Здесь фрагментарность времени и пространства, переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения осуществляются легко и свободно благодаря фигуре повествователя — посредника между изображаемой жизнью и читателем. Повествователь может «сжимать» и, напротив, «растягивать» время, а то и останавливать его (в описаниях, рассуждениях).
в) Драма. Наименее условен хронотоп в драме, что связано в основном с ее ориентацией на театр. При всем разнообразии организации времени и пространства в драме, она привержена к замкнутым в пространстве и времени картинам (то, что происходит в одной сцене, остается в рамках одного времени и пространства).
- 1. Литературоведение как научная дисциплина. Структура литературоведения, его основные и вспомогательные дисциплины.
- 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение и другие науки.
- 3. Источниковедение, библиография, текстология как науки
- 4. Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства.
- 5. Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы
- 1. Эстетическая функция:
- 3. Воспитательная функция:
- 4. Коммуникативная функция:
- 6. Литература в ряду искусств
- Вопрос 7. Стилистика. Язык художественной литературы
- 8. Авторское слово и объектное слово
- 9. Элементы и уровни субъектной организации художественного текста.
- 10. Элементы и уровни объектной организации художественного текста
- 11. Персонаж (герой, характер) в литературном произведении. Система персонажей. Соотношение автора и героя в художественном высказывании.
- 12.Типы эстетического завершения
- 13. Художественные тропы
- 14. Стилистические фигуры
- 15. Литературные роды
- 17. Эпос и эпические жанры
- 18. Лирика и лирические жанры
- 19. Драма и драматические жанры
- 20. Содержание художественного произведения и его структурное единство.
- 1. Тема и идея (ядро)
- 4. Текст
- 21. Сюжет, фабула и композиция литературного произведения
- 22. Хронотоп
- III. Характеристики художественного времени и пространства:
- IV. Тенденции развития хронотопа в литературе:
- 23. Стих и проза. Поэзия и лирика.
- 24. Системы стихосложения в их историческом развитии и обусловленности особенностями языка.
- 25. Силлабическая система стихосложения, основные силлабические размеры
- 26. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные силлабо-тонические метры
- 27. Понятие метра и размера (на примере силлабо-тонической системы)
- 31. Эвфония (звукопись). Аллитерация и ассонанс
- 34. Стадиально-историческая последовательность парадигм художественности