26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
Особенности романной беллетристики 1830-х годов мы рассмотрим на примере романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский».
"Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" - главное и лучшее произведение Михаила Николаевича Загоскина. Этот роман написан им в середине творческого пути: весь его предшествующий жизненный опыт, вся литературная работа были подготовкой к созданию "Юрия Милославского", все последующие произведения - использованием и разработкой тех творческих принципов и достижений, которые были найдены в "Юрии Милославском".
Главным героем романа он сделал персонаж, созданный авторским воображением, - молодого боярина Юрия Милославского. Писатель рассказывает о его участии в подлинных исторических событиях, его приключениях, драматической любви, о его друзьях и врагах, среди которых есть персонажи, как и он, вымышленные автором, а также и исторические лица - Минин, Пожарский и другие.
Его работа над романом началась с основательного изучения исторических материалов. Загоскиным были изучены "История государства Российского" Н. М. Карамзина, летописи, сочинения русских авторов XVII века. Для изображения в романе он взял не весь период Смутного времени, а только заключительный его этап с конца 1611 по конец 1612 года, когда было собрано народное ополчение под руководством Минина и Пожарского и польские интервенты были изгнаны из Москвы.
Но при этом события одного года не вырваны механически из того исторического периода, часть которого они составляют: Загоскин дает почувствовать всю панораму времени. Он ссылается на предшествующие факты, называет имена исторических деятелей, не участвующих в развитии романной интриги, его рассказ рассчитан на то, что читатель уже знаком с эпохой Смутного времени в фактическом и собственно историческом плане из исторических трудов.
Рисуя в романе картину патриотического подъема народных масс, поднявшихся на борьбу за освобождение Москвы, захваченной поляками, Загоскин правильно освещает народное движение 1612 года как общенациональное дело. Однако исторический факт национального единства писатель переносит на внутренние социальные отношения в России, которые были весьма далеки от этого единства как в 1612 году, так и в 1829, в пору, когда появился роман. Само стремление к вольности и непокорству Загоскин рассматривает как чуждое народу, занесенное на Русь пришлыми полуразбойными элементами, вроде своевольных и жадных казаков Заруцкого, запорожских казаков, которым сильно достается в романе. Писатель проводит идеи официальной народности о том, что русская нация во все времена сплачивалась служением царю и преданностью православию. В «Юрии Милославском» такое единство представлено в сцене заседания боярской думы в Нижнем Новгороде накануне созыва народного ополчения. Главного же персонажа романа, представителя старого, враждебного народу вотчинного боярства Загоскин сделал национальным героем, выразителем народных стремлений, решающей фигурой в исторических событиях 1612 года. Даже Козьма Минин, чисто риторическая фигура в романе, перед Юрием Милославским отступает на второй план.
Мало исторического и в характере Юрия Милославского. В сцене с паном Копычинским виден не столько молодой боярин начала XVII века, сколько дуэлянт-забияка из армейских царских офицеров 30-х годов. И возлюбленная Юрия, Анастасья, скорее напоминает барышню из дворянской провинции времен Загоскина, чем дочь знатного боярина начала XVII столетия. Психологию людей своего времени Загоскин переносит в далекое прошлое.
Первому роману Загоскина нельзя отказать в мастерстве рассказа, в умелой композиции произведения. Он подготовляет читателя к различным событиям из жизни героев, исподволь заинтриговывая его, создает напряженные ситуации, развязка которых зачастую неожиданна.
Любовь автора к таинственному, загадочному связана со стилем его романа. При заметном стремлении к верному изображению событий, при реалистичности в зарисовке отдельных эпизодов и деталей старинного быта, Загоскин, несомненно, испытывал на себе влияние романтизма. Хотя писатель порой несколько иронизирует над воображением романтиков, тем не менее он в стиле баллад Жуковского описывает уединенный, полуразрушенный замок и рассказывает легенды о мертвых монахах, подымающихся из могил. Все этапы жизни Юрия Милославского предсказаны некоей таинственной нищенкой, и события романа доказывают справедливость этого вещего прорицания. С другой стороны, Загоскин нередко впадает в выспренний дидактический тон, портящий живой и естественный язык романа. Но все это Пушкин назвал мелкими погрешностями, с чем мы и согласимся.
- 34.«Демон». Анализ трагических противоречий в образе Демона как противоречий метафизического значения. Их сущностная неразрешимость. Образ Тамары. Концепция любви
- 31.Открытие ценности реального мира в поздней лирике. Стихотворения «я, Матерь Божия…», «Родина», «Завещание», «Бородино», «Ребенку» и др. Образ «простого» человека
- 32.«Герой нашего времени». Новое в постановке проблемы индивидуализма. Ценность и красота уникальной личности, трагический утопизм ее сознания и духовных устремлений
- 33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений
- 29.Апологетика индивидуализма в раннем творчестве (лирика, поэмы «Аул Бастунджи», «Каллы»)
- 30.Объективация индивидуалистического сознания в произведениях второй половины 1830-х гг. Драма «Маскарад», поэмы «Мцыри», «Песня про царя…», «Демон» и др.
- 27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства
- 28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность
- 26.Романная беллетристика 1830-х гг. Анализ одного из романов…
- 24.Эпическое в образах поэмы «Мертвые души». Современная Россия в поэме. Идея омертвения жизни и человека
- 25.Комментарий к лирико-эпическому финалу поэмы. Второй том поэмы. «Выбранные места из переписки с друзьями». Программа возрождения
- 22.Драматургия Гоголя. «Женитьба». «Ревизор». Безгеройный сущностный мир. Жизнь как имитация. Фантасмагоричность гоголевских пьес
- 23.Поэма Гоголя «Мертвые души». Эпический план поэмы. Русь в авторском тексте поэмы
- 19.«Миргород». Композиция сборника. Сборник как философско-поэтическое целое. Мотив времени
- 20.Петербургские повести. Мистико-фантастический образ Петербурга. Человек перед миром фатальных обстоятельств. Трагизм повестей
- 21.«Портрет» и проблема выбора для человека
- 16.Н. Гоголь. Личность. Судьба. Религиозно-философские основы миросозерцания
- 17.Художественный мир Гоголя. Человек в мире Гоголя. Гоголевский комизм. Трагическая основа смеха
- 18.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Инфернальный мир, его образы. Человек в этом мире. Значение фантастического
- 13.Проблема свободы личности в маленьких трагедиях Пушкина. Особенности конфликтов и финалов. Смысл трагического пафоса
- 14.Повествователи в «Повестях Белкина». Сюжетно-фабульная структура повестей. Новая эстетика Пушкина
- 15.Поэты пушкинской поры. Д.Давыдов, н.Языков, п.Вяземский, а.Дельвиг
- 10.Пушкинская трактовка русской истории в «Борисе Годунове». Трагедия личности и трагедия народа. Характер драматургического действия
- 11.Проблемы становления личности в романе «Евгений Онегин»
- 12.Пространственно-временная структура романа «Евгений Онегин». Образ автора
- 7.Концепции личности в романтических поэмах Пушкина («Кавказский пленник», «Цыгане»)
- 8.Художественная философия Пушкина. Его понимание личности, ее судьбы в мире. Идея гармонии и идея трагизма мироустройства (на материале лирики)
- 9.Любовь в пушкинском понимании. Образ женщины
- 5.Комедия Грибоедова «Горе от ума». «Ум» Чацкого. Комические стороны его личности и поведения. Чацкий и Софья как культурно исторические типы
- 6.А. Пушкин. Личность. Судьба. Этапы духовной жизни