logo search
Шпоры отечка

33.«Другие» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Восприятие их героем и автором. Смысл несовпадений

Личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” — собирательный образ дворянства описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился и в характере Печорина, и в изображении “водяного общества”. Печорин с презрением подмечает зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями.

В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Но есть герои, которые сопоставляются с ним. Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина суть характера, у него - поза, рассчитанная на эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий — антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется.

Вернер - единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но много и различий. Вернер - натура менее глубокая и сложная. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.

Все женские образы также подчинены раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви. Княжна Мери обрисована наиболее полно. Она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. Вера - самый неясный образ, данный лишь намеками. Во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя.

Среди героев, оттеняющих Печорина с невыгодной стороны, кавказцы (Казбич, Азамат) с их горячностью, цельностью, постоянством, обыкновенный «маленький» человек Максим Максимыч оказывается по своим моральным качествам выше, чем Печорин.

В целом же к водяному обществу Лермонтов относится с большой долей иронии.

В романе на первый взгляд непонятное расположение повестей – сюжет и фабула не совпадают, повести перепутаны. Но расположение глав в романе, анахроничное с точки зрения фабулы произведения, соответствует логике внутреннего развития главного героя и поэтапно раскрывает его сущность.