12. Жизнь и творчество Ахматовой Анны Андреевны (1889 – 1966)
Настоящая фамилия Горенко.
Семья. Детство. Учеба
Родилась в Одессе. Отец Андрей Антонович Горенко был инженером-механиком флота. В столичном Морском Ведомстве и учебных заведениях отец занимал различные административные и преподавательские должности. В 1890 г. семья поселилась в Царском Селе. В семье было шестеро детей. Отец вскоре ушел из семьи. К ранним поэтическим занятиям своей дочери относился весьма скептически и раздраженно. По этой причине первая публикация ("На руке его много блестящих колец...") в издававшемся Н. Гумилевым в Париже журнале "Сириус" появилась под инициалами "А. Г.". Затем она придумала себе псевдоним, выбрав фамилию своей прабабки, ведшей род от татарского хана Ахмата. Впоследствии Ахматова рассказывала: "Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы... Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя".—"И не надо мне твоего имени!"— сказала я...".
В отличие от отца мать Ахматовой была неизменно чуткой, внимательной к занятиям дочери. Поэтический талант шел, по-видимому, именно от нее. В родне матери были люди, причастные к литературе. Например, ныне забытая, а когда-то известная Анна Бунина (1794—1829) (названная Ахматовой "первой русской поэтессой") приходилась теткой отцу матери Эразму Ивановичу Стогову, оставившему "Записки", опубликованные в свое время в "Русской старине".
В Царском Селе Ахматова училась в Мариинской гимназии, а лето обычно проводила вместе с семьей под Севастополем. Духовной и поэтической родиной оставалось до конца жизни Царское Село, неотрывное от имени Пушкина.
После развода родителей Ахматова вместе с матерью переезжает в Евпаторию — ей грозил туберкулез, бывший бичом семьи. Гимназический курс она проходила на дому. Но уже в 1906—1907 гг., несколько оправившись, стала учиться в выпускном классе Фундуклеевской гимназии в Киеве, а в 1908—1910 гг. на юридическом отделении Высших женских курсов. Все это время не переставала писать стихи. Судя по немногим из них сохранившимся, а также по высказываниям самой Ахматовой, на нее оказывали тогда заметное влияние В. Брюсов, А. Блок, несколько позднее М. Кузмин, а также французские символисты и "проклятые" (П. Верлен, Ш. Бодлер и др.).
Гумилев
В 1903 г. Ахматова познакомилась с Н. Гумилевым — он был старше ее на три года и тоже учился в Царскосельской гимназии. Весной 1910 после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Первые публикации. Первые сборники. Успех
Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вячеслав Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Анна делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют.
По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех.
В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.
Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: Анна выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок, что породило легенду об их тайном романе).
В 1914 выходит второй сборник Анны Ахматовой — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
С началом Первой мировой войны Анна Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум).
Послереволюционные годы
Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике.
В том же году выходят два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.
Годы молчания. «Реквием»
В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина.
В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают.
В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой.
Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге.
В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Анне Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.
Война. Эвакуация
В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова пишет плакатные стихотворения (в последствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65).
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года
В 1945-46 Анна Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики, направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы. «Бег времени»
В последнее десятилетие жизни А. Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).
Ахматова умерла в поселке Домодедово, под Москвой; похоронена в поселке Комарово в 50 км от Петербурга.
Тема любви Тема любви занимает в ее поэзии центральное место.
Неподдельная искренность, предельная откровенность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили ее современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников.
Ранняя любовная лирика воспринималась как своеобразный лирический дневник. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно поэзии Анны Ахматовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии - обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый. Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как «поединок роковой», она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а наоборот в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи - начало драмы или ее кульминация. Интимная лирика А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда - неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения. Поразительная психологическая убедительность достигается использованием очень емкого и лаконичного приема красноречивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в петлице и т. д.).
Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается "крылатость" творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего 1911 года, стихотворения "Музе", где Муза-сестра отнимает "Золотое кольцо" - символ земных радостей - и обрекает лирическую героиню на "любовную пытку". Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного.
«Земная любовь» у А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека "земному миру". Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына, просто потрясают в «Реквиеме».
В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны - истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которая звучит в стихах А. Ахматовой: "А я молюсь не о себе одной...".
Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой Ранняя лирика Ахматовой — почти исключительно лирика о любви. Но постепенно в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. Все чаще в стихах звучит предчувствие катастрофы, которую несет «не календарный — настоящий Двадцатый Век». Для Ахматовой он начался осенью 1914 года.
Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, А. Ахматова пишет стихи-плач:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над рябинами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Ахматова молит судьбу, "чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей".
Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно здесь. Но были и минуты сомнения:
Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Но любовь к Родине была сильнее, ощущение неразделимости своей судьбы с судьбой народа окажется той силой, которая поможет принять существенное для нее решение:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию, Ахматова уверенно скажет:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Постепенно "я" превращается в "мы". Это "мы", выросшее из ощущения родства со страной, с горькой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы Великой Отечественной войны.
Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов. Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал еe духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз). И опять звучит "мы" в военной лирике:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Ахматова не описывает войну — она ее не видела (находилась в эвакуации), но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа.
Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала, это все мое —
Душа мое и тело.
Поэма «Реквием» И. Бродский: "Трагедийность "Реквиема" не в гибели людей, а в невозможности выжившего эту гибель осознать. Его, "Реквиема", драматизм не в том, какие ужасные события он описывает, а в том, во что эти события превращают твое... сознание, твое представление о самом себе".
В основу поэмы легла личная трагедия А. Ахматовой. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын -Лев. "В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде",- вспоминает Ахматова в предисловии к "Реквиему". Жутким ударом, "каменным словом" прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Затем почти двадцать лет ожидания сына. Пережитое за семнадцать месяцев в тюремных очередях А. Ахматова описала в поэме. «Как-то раз кто-то "опознал" меня, - пишет Ахматова "вместо предисловия". - Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами... очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу».
В поэме возникают картины, одна страшнее другой.
Вот "уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла..." А вот "трехсотая, с передачею, под Крестами" стояла, прожигая новогодний лед горячею слезою. Вот "кидалась в ноги палачу" и ждала казни. А когда "упало каменное слово", училась убивать в себе память, душу, училась жить снова.
Но, несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой "гнутся горы".
Поэтесса размышляет о любимой родине, о России, которая безвинно корчилась в страданиях, о своих подругах по несчастью, которые седели и старились в бесконечных очередях. Ей бы хотелось всех вспомнить, назвать поименно.
И памятник себе она хотела бы иметь не у моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла триста часов.
Вопросы
Познакомьтесь с фактами биографии Ахматовой. Какой представляется вам личность Ахматовой?
Какие факты биографии Ахматовой связаны с Петербургом? Ленинградом?
Какие трагические события русской истории многое изменили в судьбе и характере лирического переживания ахматовской героини?
Что сближает поэзию Ахматовой с поэзией акмеизма?
Какие традиции народной поэзии развивает Ахматова в своем творчестве?
Как складывалась творческая биография Ахматовой в советское время? Каковы были взаимоотношения поэтессы с эмигрантской литературной средой и с советской поэзией?
Какие темы, образы, конфликты привлекают внимание Ахматовой в ранний период творчества? Как менялись тематика, настроения, ритмика в более поздних произведениях поэтессы?
В чем, на ваш взгляд, основной секрет особенной популярности ахматовской любовной лирики? Какой предстает перед нами лирическая героиня в стихах «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»?
Как решается вопрос о назначении поэта в ранней и поздней лирике Ахматовой?
Какое место в поэзии Ахматовой занимает патриотическая тема? Какие приемы создания образа России, русской земли использует поэтесса в стихотворениях “Мне голос был. Он звал утешно…”, “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Родная земля” и др.?
Задания
Составьте план-проспект сборника лирических стихотворений Ахматовой. Подберите название. Напишите небольшую вступительную статью (предисловие) к этому сборнику.
Сделайте анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» по плану.
План анализа стихотворения
В какой период творчества написано стихотворение, отражение в нем биографии автора.
Тема и основная мысль стихотворения
Основные мотивы стихотворения
Состояние лирического героя
Интонация, образный строй, цветовая гамма стихотворения
- Пояснительная записка
- Русская литература начала 20 века
- Проблематику рассказов и.Э. Бабеля;
- 1. Русская литература начала 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Жизнь и творчество Андреева Леонида Николаевича
- 3. Жизнь и творчество Бунина Ивана Алексеевича
- 4. Жизнь и творчество Куприна Александра Ивановича (1870 - 1938)
- 5. Жизнь и творчество Максима Горького
- 6. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм
- 7. Жизнь и творчество Александра Александровича Блока
- 8. Жизнь и творчество Маяковского Владимира Владимировича (1893 - 1930).
- 9. Жизнь и творчество Есенина Сергея Александровича (1895 – 1925)
- 10. Жизнь и творчество Цветаевой Марины Ивановны
- 11. Жизнь и творчество Мандельштама Осипа Эмильевича
- 12. Жизнь и творчество Ахматовой Анны Андреевны (1889 – 1966)
- 13. Жизнь и творчество Пастернака Бориса Леонидовича
- 14. Жизнь и творчество Булгакова Михаила Афанасьевича
- 15. Жизнь и творчество Бабеля Исаа́ка Эммануи́ловича
- Вопросы
- В чем заключается художественное своеобразие книги «Конармия»?
- Задания
- 16. Жизнь и творчество Замятина Евгения Ивановича
- 17. Жизнь и творчество Платонова Андрея Платоновича
- 18. Жизнь и творчество Шолохова Михаила Александровича
- 19. Жизнь и творчество Набокова Владимира Владимировича
- 20. Жизнь и творчество Заболоцкого Николая Алексеевича
- 21. Жизнь и творчество Твардовского Александра Трифоновича
- 22. Жизнь и творчество Шаламова Варлама Тихоновича
- 23. Жизнь и творчество Солженицына Александра Исаевича
- Литература 2 половины 20 века
- 1. Литература 2-ой половины 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе 40-х годов и последующих лет.
- 3. Жизнь и творчество Быкова Василия Владимировича (Василя Быкова)
- 4. Деревенская проза в литературе второй половины 20 века.
- 5. Жизнь и творчество Шукшина Василия Макаровича
- 6. Нравственные проблемы в литературе второй половины хх века. Человек и природа.
- 7. Распутин Валентин Григорьевич (1937)
- 9. Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича
- 10. Поэзия второй половины хх века. Жанрово–стилевые поиски.
- 11. Драматургия второй половины хх века. Творчество а. В. Вампилова.
- Вампилов Александр Валентинович
- Литература народов России
- Залилов Муса Мустафович (Муса Джалиль)
- Расул Гамзатов
- Рекомендуемая литература по теме « Русская литература 20 века»