logo
лекц

20. Жизнь и творчество Заболоцкого Николая Алексеевича

(1903–1958)

Родился 24 апреля в 1903 году под Казанью. Его дед по отцу, отслужив при Николае I положенные четверть века в солдатах, записался уржумским мещанином и работал объездчиком в лесничестве. Один из двух его сыновей, отец поэта, получил казенную стипендию и выучился на агронома. Женился он поздно и взял в жены городскую учительницу, «сочувствующую революционным идеям». Семья жила в селе Сернуре; сын, первый из шестерых детей, учился вдали от дома, в реальном училище Уржума.

По окончании училища в 1920 году Заболоцкий отправился в Москву, где поступил одновременно на филологический и медицинский факультеты Московского университета. Но вскоре переехал в Петроград и поступил в педагогический институт. Участвовал в литературном кружке «Мастерская слова», не был отобран в состав пролетарского писательского авангарда, однако нашел общий язык со стихотворцами, считавшими себя «левым флангом» ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов (вскоре упраздненного).   В 1926–1927 Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской книги Госиздата. Руководил отделом С.Маршак. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала – «Чиж» и «Еж». К работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого – Д.Хармс и А.Введенский, образовалась поэтическая группа со своей программой. В конце 1927 она стала именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем ОБЭРИУ), ее приверженцы – обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928года в Афишах Дома печати. В духе тогдашнего культа новаторства было заявлено: «Мы – творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов». К этому времени было опубликовано вразброс несколько стихотворений Заболоцкого, более или менее подтверждавших эту декларацию («Вечерний бар», «Футбол», «Игра в снежки» и т.д.). Они прошли незамеченными, зато изданный тиражом 1200 экземпляров сборник «Столбцы» (1929), включавший 22 стихотворения, «вызвал в литературе порядочный скандал». Книга оценивалась как «враждебная вылазка», однако прямых распоряжений в отношении Заболоцкого не последовало. Поэту удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где и было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших «Столбцы». Сборник «Столбцы» состоит из двух циклов: "Городские столбцы" и "Смешанные столбцы". Циклы различны и как бы противопоставлены один другому по тематике и по настроениям, побудившим автора к их созданию. «Столбцы» и примыкающие к ним стихотворения 1926–1932 представляли собой опыты словесной пластики, ориентированной на повседневную бытовую речь и сближавшей поэзию с современной живописью. Натюрморты, жанровые сцены и этюды Столбцов мотивировались «по-обэриутски»: «Посмотрите на предмет голыми глазами и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты... Мы расширяем смысл предмета, слова и действия». Такое «расширение смысла» постепенно отдалило Заболоцкого от других обэриутов и явственно сказалось в поэме «Торжество земледелия», написанной в 1929–1930 и полностью напечатанной в журнале «Звезда» в 1933: эта поэма прославляла коллективизацию как начало вселенского благоустройства. В последующих поэмах – «Безумный волк» (1931) и «Деревья» (1933), сказалось влияние В.Хлебникова. Публикация «Торжества земледелия» повлекла за собой изъятие из обращения номера «Звезды» с текстом поэмы, оценку автора в органе ЦК ВКП(б) «Правда» и шельмование в других периодических изданиях. Подготовленную к печати книгу «Стихотворения 1926–1932» издать не удалось; попытка издать «Стихотворения и поэмы 1926–1936» оказалась тщетной. Семнадцать новых стихотворений Заболоцкого, большей частью опубликованных в газете «Известия» и максимально приближенных к среднему уровню советской интеллигентской поэзии 1930-х годов, составили сборник «Вторая книга» (1937). Заболоцкий выпустил также переводы-пересказы для детей и юношества. В 1938 он был арестован и осужден как участник вымышленной террористической организации ленинградских писателей. Его «дело», следствие с пытками и лагерные мытарства кратко описаны в его воспоминаниях «История моего заключения». Колымский срок был прерван, и уже в 1943 Заболоцкий получил статус ссыльно-поселенца сперва на Алтае, затем в Казахстане.

В 1946 он переехал в Москву, в 1948 опубликовал сборник «Стихотворения», в котором превалируют произведения грузинской тематики. Заболоцкому было предложено превратить свой пересказ 1930-х годов поэмы Шота Руставели в полный перевод. Как и заказанное ему стихотворное переложение «Слова о полку Игореве», это было одной из самых престижных и выгодных переводческих работ советского времени. Никакой лирики лагерно-ссыльного периода не сохранилось, и никаких свидетельств о существовании таковой не имеется; новые стихотворения начинают появляться с 1946. Они представляют собой результат творческой эволюции, определившейся еще в 1934–1937. Заболоцкий использует поэтику жестокого романса; характерна она и для стихотворений трагического звучания. И прижизненный сборник «Стихотворения» (1957), и посмертное «Избранное» (1960) дают заведомо искаженное представление о лирике Заболоцкого, включая лишь немногим больше половины его произведений 1936–1958 и целиком отсекая стихотворения и поэмы раннего периода, противоречившие благолепному образу советского поэта.

Сам Заболоцкий от своего раннего творчества не отрекался и не оставлял надежды на публикацию более или менее полного собрания. Он составил его дважды – в 1952 и 1958; предугадывая обязательные претензии стилистической цензуры. Впервые поэзия Заболоцкого была представлена читателю с достаточной полнотой в 1965. Ряд ранних стихотворений и поэма «Птицы» (1933) оставались неопубликованными до 1972. Умер Заболоцкий в Москве в 1958 году.

Своеобразие поэзии

Ранняя лирика

Утверждению своеобразной творческой манеры Заболоцкого служило несколько обстоятельств. Во-первых, способность поэта мыслить и воссоздавать в стихотворениях окружающий мир пространственными образами.

Во-вторых, его желание запечатлеть действительность 20-х годов со всеми ее неприглядными сторонами, рожденными переходным периодом и ответить на философские вопросы: для чего дана человеку жизнь? в чем смысл бытия?

В-третьих, участие Заболоцкого в работе литературной авангардистской группы Обэриу, проводившей смелые словесные эксперименты ("Мир - без прикрас, поэзия - без украшательства" - принцип, положенный обэриутами в основу творчества).

Перечисленные обстоятельства подвели Н. А. Заболоцкого к созданию "ребусной" формы стиха: стихотворений-ребусов, где в сложных словесных конструкциях, состоящих из алогичных метафор, гипербол и гротеска, зашифрованы высокие философские мысли.

В конце 20 –х годов Заболоцкий обращается к проблеме взаимоотношений природы и человека. Впервые автор заговорил о страдании как философской проблеме: человек страдает от собственного несовершенства и несет страдания природе, создавшей его. Человек не способен оценить природу, защитить и сберечь. Напротив, он унижает и разоряет ее в корыстных порывах, не думая о том, что сам является детищем и продолжением природы.

Поздняя лирика

Позднее все больше внимание художника концентрируется на образе человека. Люди - важнейший элемент вселенной, результат и вершина творчества природы. Со временем стих Н. Заболоцкого заметно упростился, стал яснее и мелодичнее. К концу 30-х годов форма стиха автора начала тяготеть к классическим образцам русской поэзии, логической простоте и завершенности.

В новых стихотворениях Н. А. Заболоцкого обнаруживается и развитие философской концепции, и стремление максимально сблизить форму стиха с классической.

В его поэзии 1940 - 1950-х годов появляется несвойственная ему ранее душевная открытость.

В произведениях московского периода открываются его собственные стремления, впечатления, переживания, порой звучат автобиографические ноты. Философское содержание становится глубже. Иначе художник взглянул и на проблему смысла бытия, взаимопроникновения жизни и смерти. Смысл жизни мыслящего человека в том, чтобы однажды, перестав существовать физически, продолжить жить на Земле в оставленной о себе памяти, в накопленном за многие годы опыте.

Вопросы

  1. Подготовьте характеристику ОБЭРИУ как литературного объединения, решительно отказывавшегося от традиций реализма.

  2. Какие новые эстетические принципы нашли отражение в творчестве Н. Заболоцкого?

  3. В чем разница между ранней и поздней лирикой поэта?

Задания

Сделайте анализ стихотворений «Завещание», «О красоте человеческих лиц» по плану

План анализа стихотворения

  1. В какой период творчества написано стихотворение, отражение в нем биографии автора.

  2. Тема и основная мысль стихотворения

  3. Основные мотивы стихотворения

  4. Состояние лирического героя

  5. Интонация, образный строй, цветовая гамма стихотворения