5. Жизнь и творчество Максима Горького
(1868 – 1936)
Отец, Максим Савватиевич Пешков — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. В 7 лет Горький остался круглым сиротой.
Детство его прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Для мальчика наступила та эпопея скитаний и тяжелых невзгод, которая побудила его избрать символический псевдоним Горького. Сначала его отдают в "мальчики" в магазин обуви, затем он попадает в ученики к родственнику - чертежнику. Житье было такое, что мальчик, унаследовавший от отца и деда энергию и страсть к приключениям, сбежал, и с тех пор начались для него борьба за существование и постоянная смена занятий и профессий. Лучше всего ему жилось поваренком на волжском пароходе. В лице своего ближайшего начальника - пароходного повара, отставного гвардейского унтера Смурого - Горький нашел и первого настоящего наставника, о котором всегда вспоминал с величайшей благодарностью. Смурый, человек сказочной физической силы и грубый, но вместе с тем страстный любитель чтения, частью лаской, частью побоями привил любовь к чтению и своему поваренку, который до того "ненавидел всякую печатную бумагу". Теперь поваренок стал "до безумия" зачитываться книгами Смурого, которых у того накопился целый сундук. Одолеть этот сундук было делом не легким. " Из поварят Горький попал в садовники, пробовал еще разные профессии, на досуге "усердно занимаясь чтением классических произведений" лубочной литературы "В 15 лет, - говорит Горький в своей автобиографии, - возымел свирепое желание учиться, с какой целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются. Оказалось, что оное не принято, вследствие чего я поступил в крендельное заведение за 2 р. в месяц. Это - самая тяжкая работа из всех опробованных мной". Казанский период вообще принадлежит к числу самых тяжких в жизни Горького. Тут-то он по горькой необходимости свел тесное знакомство с миром "бывших людей", в разных трущобах и ночлежках. Тем временем продолжалось, однако, и страстное увлечение книгой, но характер его значительно изменился.
Познакомившись со студентами, Горький начинает читать по общественным вопросам. Начинает он также вдумываться в общественные отношения. А тут подоспел период особо острой нужды и прямой голодовки, и 19-летний пролетарий пускает в себя пулю, к счастью, без особого вреда. "Прохворав сколько требуется", он "ожил, дабы приняться за торговлю яблоками". Из Казани Горький попадает в Царицын линейным сторожем на железную дорогу. Затем он отправляется в Нижний, где ему предстояло отбывать воинскую повинность. Но для солдатчины он оказался непригодным - "дырявых не берут" - и стал продавать квас на улицах. В Нижнем снова завязались у него сношения с интеллигенцией, и на этот раз очень прочные. Он становится писцом у нижегородского присяжного поверенного М.А. Лапина, которому "обязан больше всех". Скоро, однако, "почувствовал себя не на месте среди интеллигенции и ушел в путешествие". Пешком исходил он весь юг России, снискивая себе пропитание чем попало и не брезгуя никакой работой (изнурительная под палящим солнцем работа в портах на каспийских рыбных промыслах, на постройке мола и т. д.) Во время этих странствий, порой страшно тягостных, но вместе с тем поднимавших настроение обилием новых и интересных впечатлений, Горький сблизился с третьим наставником, имевшим решающее на него влияние - с человеком "вне общества", А.Ф. Калюжным. Тот распознал в нем писателя.
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). Затем появляются и другие рассказы. В "Самарской Газете" печатается ряд рассказов под заглавием "Теневые Картинки", "Старуха Изергиль" и другие. В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. Впервые за все время существования русской книжной торговли томики Горького стали расходиться в десятках тысяч экземпляров. Впервые также публика стала высказывать небывалый интерес к личности писателя. Каждое появление Горького в публике возбуждало настоящую сенсацию; ему проходу не давали интервьюеры, его восторженно провожали и встречали на вокзалах, ему посылали с литературных вечеров телеграммы, его портреты и даже статуэтки появились во всевозможных видах. Из России интерес к Горькому быстро перебросился за границу. В один-два года Горький был переведен на все языки и с той же небывалой в истории литературы быстротой стал знаменитостью мировой. С 1898 г. Горький становится ближайшим сотрудником марксистского журнала "Жизнь". Здесь появились самое крупное по объему произведение его - роман "Фома Гордеев", начало неоконченного романа "Мужик", роман "Трое" и несколько рассказов. Горький много содействовал крупному успеху журнала, но он же содействовал и закрытию его весной 1901 г., поместив в нем, после студенческой демонстрации, написанную ритмической прозой известную аллегорию "Буревестник". В 1902 г. Горький удостоился чести, которая для других писателей является наградой за десятилетия литературной деятельности: он был избран почетным академиком.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07. Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев и др. Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне». Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). Не имея возможности вернуться в Россию, как потому, что ему угрожала тюрьма по литературному делу, так и потому, что он все теснее примыкал к учению социал-демократии. Амнистия 1913 г. не изменила его эмигрантского положения. Интерес к личности Горького все еще продолжается, и вилла его на Капри стала местом своего рода паломничества; популярность его в Италии очень велика. Но литературное положение значительно изменилось.
За время своего изгнанничества он написал, кроме пьес ("Враги", "Последние", "Васса Железнова", "Чудаки", "Встреча"), ряд вещей, которые, значительно уступая его прежним произведениям, все же, по тем или другим причинам привлекали к себе внимание. Повести: «Мать» (1906), «Исповедь» (1908), «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17).
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума». Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки:
«Как же мы потом жить будем? Что нам этот ужас принесет? Что теперь от ненависти к людям Душу мою спасет?»
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств»). Однако многих писателей ( Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали положительный образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
Особенности раннего творчества. Рассказ «Старуха Изергиль»
Сжатость произведений (произведения невелики, это все очерки от 20-ти до 60-ти страниц.) Горький он никогда не тонет в реалистических мелочах, схватывая немного, но зато самые основные черты.
своеобразные описания природы (есть почти в каждом из ранних рассказов)
первостепенная меткость афоризма (много фраз, ставших крылатыми выражениями)
все рассказы отмечены гордой и бодрой верой в силу и значение личности.
Его ранний рассказ «Старуха Изергиль»(1895) является образцом романтизма «нового этапа». Автор хорошо знает традиции русской классической литературы, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, но, живя в другую эпоху, Горький создает свой особый пафос на традиционном материале. Романтические герои писателя — это много повидавшая на своем веку старуха Изергиль и герои ее легенд Ларра и Данко. Действие рассказа разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной осенней ночи. Сама рассказчица, кажется, не претендует на исключительность. Она скорее отводит себе роль мудрой созерцательницы жизни, но автобиографический герой, слушающий ее легенды, дает оценку самой рассказчице и ее фантастическим героям.
Воля как данность, а как ею распорядиться, герои не задумываются. Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» в конечном итоге тяготится бесценным даром — свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастья. Ларра воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его крестом, от которого нет спасения. Горький развенчивает романтического индивидуалиста. Его себялюбие и непомерная тяга к личной свободе приводят Ларру к отторжению от общества людей. Автор дает и положительный пример романтического героя, беззаветно преданного людям. Данко во имя любви к народу жертвует своей жизнью. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны. Людская память не может окупить их гибель, и лишь легенда воспевает имя Данко, подобно былинному герою. Изергиль, рассказавшая эту легенду, сама погружается в романтичность. Она уверена, что оставила след в людских сердцах. Но автобиографический герой развенчивает и ее, показывая бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини. Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности — в этом особенность и новаторство его романтического наследия. Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом.
Пьеса "На дне"
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи и тысячи крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускались на «дно» жизни огромное количество появившихся босяков.
Написанная в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра пьеса “На дне” изображала жизнь той части народа, которая оказалась сломлена жизнью или была далека от революционных идей. Сам М. Горький писал о своей пьесе: “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений за миром “бывших людей”. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась "Ночлежка", затем "Без солнца" и, наконец, "На дне". В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.
Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы "дна". Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель.
Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей "дна", или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали.
Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность.
Вопросы
Составьте хронологию жизни и творчества Горького. Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве? Какой представляется вам личность писателя?
Какое участие принимал Горький в революционном движении конца XIX ? начала XX в.? Как складывались отношения писателя с В. И. Лениным, И. В. Сталиным, А. В. Луначарским, другими известными советскими партийными деятелями?
Как вы думаете, почему Горький, официально признанный при жизни “великим пролетарским писателем”, избранный Председателем Союза советских писателей, в последние годы не создает ни одного значительного художественного произведения о жизни пролетариата или о советской действительности?
Какие традиции русского реализма развивает в своем творчестве Горький? Какие новые темы и образы открывает писатель русскому читателю?
Какие черты романтизма и реализма вы можете отметить в ранней прозе Горького?
Что привлекает в героях ранних произведениях Горького? Что в этих героях вызывает неприятие?
Как проявляется в рассказах “Старуха Изергиль”, “Челкаш” авторская позиция? Что можно сказать об образе повествователя в ранней прозе Горького?
В чем своеобразие композиции рассказа“Старуха Изергиль”? Какова основная идея каждой части рассказа?
Как соотносятся в рассказе “Старуха Изергиль” прошлое и настоящее, реальное и фантастическое (сказочное)?
В чем своеобразие драматургии Горького? Какие темы и образы привлекают внимание Горького-драматурга?
Определите основное содержание и отметьте стадии развития конфликта в пьесе “На дне”.
Каково соотношение конкретно-бытового и социально-философского планов в пьесе “На дне”? Насколько обоснованно, на ваш взгляд, стремление современных исследователей рассматривать горьковскую пьесу как “философскую драму”?
В чем смысл финала пьесы “На дне”? Как вы прокомментируете последнюю фразу Сатина и ремарку “негромко”?
Задания
Подготовьте сообщение на тему “Горький и русская литература” (или “Горький и советская литература”).
Представьте ночлежников – составьте рассказ об их судьбе, пути на «дно», мечтах. (пьеса «На дне»)
- Пояснительная записка
- Русская литература начала 20 века
- Проблематику рассказов и.Э. Бабеля;
- 1. Русская литература начала 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Жизнь и творчество Андреева Леонида Николаевича
- 3. Жизнь и творчество Бунина Ивана Алексеевича
- 4. Жизнь и творчество Куприна Александра Ивановича (1870 - 1938)
- 5. Жизнь и творчество Максима Горького
- 6. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм
- 7. Жизнь и творчество Александра Александровича Блока
- 8. Жизнь и творчество Маяковского Владимира Владимировича (1893 - 1930).
- 9. Жизнь и творчество Есенина Сергея Александровича (1895 – 1925)
- 10. Жизнь и творчество Цветаевой Марины Ивановны
- 11. Жизнь и творчество Мандельштама Осипа Эмильевича
- 12. Жизнь и творчество Ахматовой Анны Андреевны (1889 – 1966)
- 13. Жизнь и творчество Пастернака Бориса Леонидовича
- 14. Жизнь и творчество Булгакова Михаила Афанасьевича
- 15. Жизнь и творчество Бабеля Исаа́ка Эммануи́ловича
- Вопросы
- В чем заключается художественное своеобразие книги «Конармия»?
- Задания
- 16. Жизнь и творчество Замятина Евгения Ивановича
- 17. Жизнь и творчество Платонова Андрея Платоновича
- 18. Жизнь и творчество Шолохова Михаила Александровича
- 19. Жизнь и творчество Набокова Владимира Владимировича
- 20. Жизнь и творчество Заболоцкого Николая Алексеевича
- 21. Жизнь и творчество Твардовского Александра Трифоновича
- 22. Жизнь и творчество Шаламова Варлама Тихоновича
- 23. Жизнь и творчество Солженицына Александра Исаевича
- Литература 2 половины 20 века
- 1. Литература 2-ой половины 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе 40-х годов и последующих лет.
- 3. Жизнь и творчество Быкова Василия Владимировича (Василя Быкова)
- 4. Деревенская проза в литературе второй половины 20 века.
- 5. Жизнь и творчество Шукшина Василия Макаровича
- 6. Нравственные проблемы в литературе второй половины хх века. Человек и природа.
- 7. Распутин Валентин Григорьевич (1937)
- 9. Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича
- 10. Поэзия второй половины хх века. Жанрово–стилевые поиски.
- 11. Драматургия второй половины хх века. Творчество а. В. Вампилова.
- Вампилов Александр Валентинович
- Литература народов России
- Залилов Муса Мустафович (Муса Джалиль)
- Расул Гамзатов
- Рекомендуемая литература по теме « Русская литература 20 века»