9. Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича
(1924-2001)
Родился в 1924году в деревне Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В Перми вышла и первая книга Астафьева «До будущей весны» (1953). В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть «Стародуб» 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража», 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная, деревенская, тема природы. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия («Пастух и пастушка» (1971), «Прости меня» (1980)). Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978).
Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести «Печальный детектив»(1987).
В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.
В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края в 2001, похоронен там же.
«Царь-рыба»
Произведение “Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение.
Одна из главных задач "Царь-рыбы" — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия "Царь-рыбы" — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России.
В повествовании "Царь-рыба" все герои — главные. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков . Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: “На фронте так не измаялся, как с вами!” Николай Петрович - отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима. С симпатией показана и артель рыбаков ( глава “Уха на Боганиде”). Автор обращает внимание, что артель спасла многих ребят от голода, кормила их бригадной ухой. “Выжили и выросли на той ухе многие дети, в мужиков обратились, по свету разъехались, но никогда им не забыть артельного стола”.
Но есть в «Царь-рыбе» и другие персонажи – браконьеры: Дамка, Командор, Грохотало-бандеровец. Браконьеры вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш. Автор подробно описывает вид поселка, нравы его жителей. Мы видим пьющих мужиков, студентку с бляхой на груди, капитана, обменивающего бутылку на рыбу.
Центральный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь это — знак свыше. Царь-рыба — это огромный осетр. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Именно, Игнатьич и встречает царь-рыбу.
Глава "Царь-рыба" дала название всему произведению В. Астафьва, она имеет обобщенный символический смысл. С царь - рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и многое приходится ему преодолевать, терпит он великие муки.
Природа в "Царь-рыбе" оборачивается к людям с грозной силой, становится отчужденной и враждебной. Но, что характерно, является она такой чаще всего людям безнравственным. И наоборот, самой светлой стороной раскрывается тому, кто приходит к ней с распахнутой душой. В главе "Капля", восхищенный красотой тайги, залитой блестками росы, сиянием торжествующей жизни, повествователь думает: "Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра..."
Не прекрасной является перед Игнатьичем природа, а уродливой, страшной. Не в безмятежных пейзажах воплощается она, не в привычном н даже восхищающем своей силой хищном тигре, медведе, а в образе ужасной царь-рыбы.
Автором не случайно выбрана в рассматриваемом эпизоде не зверь, а именно рыба - существо, наиболее чуждое человеку, как будто неодушевленное. Настоящий переворот происходит в Игнатьиче, когда он ощущает, что рыба-то живая, что она, как и он сам, полноправное живое существо.
В этой символической картине Астафьев необыкновенно точно уловил пульс современной жизни. Именно сейчас, когда мир стоит на краю гибели, особенно важно восстановить гармонию на Земле, возродить в человеке его естество, вернуть сына матери-природе. Лозунг писателя: все лучшее в природе - человеку, всё лучшее в человеке - природе. Он призывает нас к действиям в пределах разумного: не покорять природу, а помогать ей приспосабливаться к новым условиям в соответствии с законами ее развития. Борьба с ней, утверждает автор, оборачивается борьбой с самой жизнью.
Вопросы
Каковы особенности прозы В. Астафьева?
Перечислите основные темы его творчества.
Задания
Проанализируйте повесть В. Астафьева «Царь-рыба» по вопросам
Вопросы по произведению «Царь-рыба»
Своеобразие композиции произведения?
На какие типы подразделяет автор героев произведения?
Охарактеризуйте браконьеров. По какому принципу располагает автор рассказы про этих людей?
Что является кульминационным моментом в книге? Почему?
Дайте характеристику героев, близких автору.
Каким изображен в повести Игнатьич? Почему именно он ловит царь-рыбу?
Прочитайте главу «Царь-рыба». Почему эта глава дала название всему произведению?
Как происходит поединок человека и природы? Кто победитель? Обоснуйте свою точку зрения.
Как ведет себя Игнатьич после схватки?
Как изображает природу автор? Какие художественные средства при этом использует?
Какова идея этого произведения?
Какие темы раскрывает автор?
- Пояснительная записка
- Русская литература начала 20 века
- Проблематику рассказов и.Э. Бабеля;
- 1. Русская литература начала 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Жизнь и творчество Андреева Леонида Николаевича
- 3. Жизнь и творчество Бунина Ивана Алексеевича
- 4. Жизнь и творчество Куприна Александра Ивановича (1870 - 1938)
- 5. Жизнь и творчество Максима Горького
- 6. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм
- 7. Жизнь и творчество Александра Александровича Блока
- 8. Жизнь и творчество Маяковского Владимира Владимировича (1893 - 1930).
- 9. Жизнь и творчество Есенина Сергея Александровича (1895 – 1925)
- 10. Жизнь и творчество Цветаевой Марины Ивановны
- 11. Жизнь и творчество Мандельштама Осипа Эмильевича
- 12. Жизнь и творчество Ахматовой Анны Андреевны (1889 – 1966)
- 13. Жизнь и творчество Пастернака Бориса Леонидовича
- 14. Жизнь и творчество Булгакова Михаила Афанасьевича
- 15. Жизнь и творчество Бабеля Исаа́ка Эммануи́ловича
- Вопросы
- В чем заключается художественное своеобразие книги «Конармия»?
- Задания
- 16. Жизнь и творчество Замятина Евгения Ивановича
- 17. Жизнь и творчество Платонова Андрея Платоновича
- 18. Жизнь и творчество Шолохова Михаила Александровича
- 19. Жизнь и творчество Набокова Владимира Владимировича
- 20. Жизнь и творчество Заболоцкого Николая Алексеевича
- 21. Жизнь и творчество Твардовского Александра Трифоновича
- 22. Жизнь и творчество Шаламова Варлама Тихоновича
- 23. Жизнь и творчество Солженицына Александра Исаевича
- Литература 2 половины 20 века
- 1. Литература 2-ой половины 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе 40-х годов и последующих лет.
- 3. Жизнь и творчество Быкова Василия Владимировича (Василя Быкова)
- 4. Деревенская проза в литературе второй половины 20 века.
- 5. Жизнь и творчество Шукшина Василия Макаровича
- 6. Нравственные проблемы в литературе второй половины хх века. Человек и природа.
- 7. Распутин Валентин Григорьевич (1937)
- 9. Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича
- 10. Поэзия второй половины хх века. Жанрово–стилевые поиски.
- 11. Драматургия второй половины хх века. Творчество а. В. Вампилова.
- Вампилов Александр Валентинович
- Литература народов России
- Залилов Муса Мустафович (Муса Джалиль)
- Расул Гамзатов
- Рекомендуемая литература по теме « Русская литература 20 века»