logo
лекц

9. Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича

(1924-2001)

Родился в 1924году в деревне Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В Перми вышла и первая книга Астафьева «До будущей весны» (1953).      В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть «Стародуб» 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража», 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.      В творчестве Астафьева в равной мере воплотились важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная, деревенская, тема природы. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия («Пастух и пастушка» (1971), «Прости меня» (1980)). Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.      Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978).

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести «Печальный детектив»(1987).

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края в 2001, похоронен там же.

«Царь-рыба»

Произведение   “Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора.  Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение.

Одна из главных задач "Царь-рыбы" — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия "Царь-рыбы" — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России.

  В повествовании "Царь-рыба" все герои — главные. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков . Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: “На фронте так не измаялся, как с вами!” Николай Петрович - отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима. С симпатией показана и артель рыбаков ( глава “Уха на Боганиде”). Автор обращает внимание, что артель спасла многих ребят от голода, кормила их бригадной ухой. “Выжили и выросли на той ухе многие дети, в мужиков обратились, по свету разъехались, но никогда им не забыть артельного стола”.   

Но есть в «Царь-рыбе» и другие персонажи – браконьеры: Дамка, Командор, Грохотало-бандеровец. Браконьеры вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш. Автор подробно описывает вид поселка, нравы его жителей. Мы видим пьющих мужиков, студентку с бляхой на груди, капитана, обменивающего бутылку на рыбу.     

           Центральный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца.   Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает.  Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь это — знак свыше. Царь-рыба — это огромный осетр.  Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Именно, Игнатьич и встречает царь-рыбу.

  Глава "Царь-рыба" дала название всему произведению В. Астафьва, она имеет обобщенный символический смысл. С царь - рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и многое приходится ему преодолевать, терпит он великие муки.

Природа в "Царь-рыбе" оборачивается к людям с грозной силой, становится отчужденной и враждебной. Но, что характерно, является она такой чаще всего людям безнравственным. И наоборот, самой светлой стороной раскрывается тому, кто приходит к ней с распахнутой душой. В главе "Капля", восхищенный красотой тайги, залитой блестками росы, сиянием торжествующей жизни, повествователь думает: "Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра..."

Не прекрасной является перед Игнатьичем природа, а уродливой, страшной. Не в безмятежных пейзажах воплощается она, не в привычном н даже восхищающем своей силой хищном тигре, медведе, а в образе ужасной царь-рыбы.

Автором не случайно выбрана в рассматриваемом эпизоде не зверь, а именно рыба - существо, наиболее чуждое человеку, как будто неодушевленное. Настоящий переворот происходит в Игнатьиче, когда он ощущает, что рыба-то живая, что она, как и он сам, полноправное живое существо.

В этой символической картине Астафьев необыкновенно точно уловил пульс современной жизни. Именно сейчас, когда мир стоит на краю гибели, особенно важно восстановить гармонию на Земле, возродить в человеке его естество, вернуть сына матери-природе. Лозунг писателя: все лучшее в природе - человеку, всё лучшее в человеке - природе. Он призывает нас к действиям в пределах разумного: не покорять природу, а помогать ей приспосабливаться к новым условиям в соответствии с законами ее развития. Борьба с ней, утверждает автор, оборачивается борьбой с самой жизнью.

    

Вопросы

  1. Каковы особенности прозы В. Астафьева?

  2. Перечислите основные темы его творчества.

Задания

Проанализируйте повесть В. Астафьева «Царь-рыба» по вопросам

Вопросы по произведению «Царь-рыба»

  1. Своеобразие композиции произведения?

  2. На какие типы подразделяет автор героев произведения?

  3. Охарактеризуйте браконьеров. По какому принципу располагает автор рассказы про этих людей?

  4. Что является кульминационным моментом в книге? Почему?

  5. Дайте характеристику героев, близких автору.

  6. Каким изображен в повести Игнатьич? Почему именно он ловит царь-рыбу?

  7. Прочитайте главу «Царь-рыба». Почему эта глава дала название всему произведению?

  8. Как происходит поединок человека и природы? Кто победитель? Обоснуйте свою точку зрения.

  9. Как ведет себя Игнатьич после схватки?

  10. Как изображает природу автор? Какие художественные средства при этом использует?

  11. Какова идея этого произведения?

  12. Какие темы раскрывает автор?