logo
лекц

11. Драматургия второй половины хх века. Творчество а. В. Вампилова.

В этот момент театр переживает интересное время. Определяет свое творческое лицо. В МХАТ приходит О. Ефремов, театром на Таганке руководит Ю. Любимов (противоположен МХАТу – рассчитан на открытую яркую зрелищность), БДТ (Ленинград) по-новому ставит классику, Ленкомом руководит М. Захаров. Все эти изменения, в частности, и определили направленность драматургии.

Для драматургии этого периода характерно преодоление схематизма, иллюстративности, бесконфликтности. Происходят поиски новых форм, жанров и стилевое стремление к художественному многообразию. Происходит усиленное исследование углубленного психологизма, пристальное внимание к нравственным проблемам: совесть, доверие, верность другу. Появляются новые характеры – тип лишнего человека (разработан А. Вампиловым, подхвачен Л. Петрушевской), тип человека, не реализовавшего свои способности. Популярен конфликт – человек и повседневность (испытание человека повседневностью; берет начало от А.Чехова). Конфликт человека с самим собой отсюда – проблема преодоления себя.

Темы драматургии

  1. Историко-революционная тема

(много пьес о Ленине, много штампов, примитивного, например, пьесы Шатрова)

  1. Тема войны

(пьесы Ежова, Рощина)

  1. Изображение современности, проблема делового человека

( производственные драмы, много от драматургии 30-х годов Погодина; активное участие в НТП, показаны энтузиасты в труде, например, драмы Дворецкого)

  1. Бытовая психологическая драма

(обращение к сфере личной жизни, внутреннему миру человека, глубокий психологический анализ; нет больших массовых сцен, представлена или одна семья, или любовная коллизия; тема формирования молодого человека, его взглядов, душевные противоречия, например, пьесы Арбузова, Рощина)

  1. Нравственная проблематика

(« Останется ли человек человеком?», пьесы А. Вампилова)