11. Жизнь и творчество Мандельштама Осипа Эмильевича
(1891-1938)
Из петербургской еврейской купеческой семьи. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания «Шум времени»,1925). В 1907-08 слушал лекции в Париже, в 1909-10 в Гейдельберге, в 1911-17 изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил). Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация — 1910. В начале творческого пути Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Сквозная тема стихов — хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация — удивленной простоты; форма — короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно-сдержанны. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети. В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя-София» печатаются в программной подборке акмеистов. Программа акмеизма для него — конкретность, преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество («из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам»): поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е изд.— 1916). Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно-причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами. Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе («Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик...») сменяется надеждой на лучшее. Об этом — его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность» и др. (1921-22). В 1919-20 (и позднее, в 1921-22) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но от эмиграции отказывается. В 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие. Стихи 1916-21 гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,... милое тело». Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией («Россия, Лета, Лорелея»), связь между фразами теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются «черное солнце» любви, смерти, исторической катастрофы, «ночное солнце» сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его — «святые острова» Эллады («На розвальнях...», «Сестры — тяжесть и нежность...», «Золотистого меда струя...», «В Петербурге мы сойдемся снова...» и др.).
К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают. Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового («Нашедший подкову», «1 января 1924») и после 1925 года на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» о судьбе маленького человека в провале двух эпох. С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 — стихотворную «эпиграмму» против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати). Его стихи — о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным. В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык». Центральное произведение воронежских лет — «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама.
Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично — «за контрреволюционную деятельность» — и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению — от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.
Вопросы
Какие эпизоды биографии Мандельштама представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве? Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками?
В чем трагизм судьбы поэта? Как трагедия личности отразилась на мировосприятии лирического героя?
Каковы основные темы лирики О. Мандельштама?
Задания
Выполните анализ стихотворений «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» по плану
Подготовьте сообщение на тему: «О. Мандельштам и его современники»
План анализа стихотворения
В какой период творчества написано стихотворение, отражение в нем биографии автора.
Тема и основная мысль стихотворения
Основные мотивы стихотворения
Состояние лирического героя
Интонация, образный строй, цветовая гамма стихотворения
- Пояснительная записка
- Русская литература начала 20 века
- Проблематику рассказов и.Э. Бабеля;
- 1. Русская литература начала 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Жизнь и творчество Андреева Леонида Николаевича
- 3. Жизнь и творчество Бунина Ивана Алексеевича
- 4. Жизнь и творчество Куприна Александра Ивановича (1870 - 1938)
- 5. Жизнь и творчество Максима Горького
- 6. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм
- 7. Жизнь и творчество Александра Александровича Блока
- 8. Жизнь и творчество Маяковского Владимира Владимировича (1893 - 1930).
- 9. Жизнь и творчество Есенина Сергея Александровича (1895 – 1925)
- 10. Жизнь и творчество Цветаевой Марины Ивановны
- 11. Жизнь и творчество Мандельштама Осипа Эмильевича
- 12. Жизнь и творчество Ахматовой Анны Андреевны (1889 – 1966)
- 13. Жизнь и творчество Пастернака Бориса Леонидовича
- 14. Жизнь и творчество Булгакова Михаила Афанасьевича
- 15. Жизнь и творчество Бабеля Исаа́ка Эммануи́ловича
- Вопросы
- В чем заключается художественное своеобразие книги «Конармия»?
- Задания
- 16. Жизнь и творчество Замятина Евгения Ивановича
- 17. Жизнь и творчество Платонова Андрея Платоновича
- 18. Жизнь и творчество Шолохова Михаила Александровича
- 19. Жизнь и творчество Набокова Владимира Владимировича
- 20. Жизнь и творчество Заболоцкого Николая Алексеевича
- 21. Жизнь и творчество Твардовского Александра Трифоновича
- 22. Жизнь и творчество Шаламова Варлама Тихоновича
- 23. Жизнь и творчество Солженицына Александра Исаевича
- Литература 2 половины 20 века
- 1. Литература 2-ой половины 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе 40-х годов и последующих лет.
- 3. Жизнь и творчество Быкова Василия Владимировича (Василя Быкова)
- 4. Деревенская проза в литературе второй половины 20 века.
- 5. Жизнь и творчество Шукшина Василия Макаровича
- 6. Нравственные проблемы в литературе второй половины хх века. Человек и природа.
- 7. Распутин Валентин Григорьевич (1937)
- 9. Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича
- 10. Поэзия второй половины хх века. Жанрово–стилевые поиски.
- 11. Драматургия второй половины хх века. Творчество а. В. Вампилова.
- Вампилов Александр Валентинович
- Литература народов России
- Залилов Муса Мустафович (Муса Джалиль)
- Расул Гамзатов
- Рекомендуемая литература по теме « Русская литература 20 века»