logo
лекц

7. Распутин Валентин Григорьевич (1937)

  Родился в 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области в семье молодого работника райпотребсоюза. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни.  Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.  В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского».  В аттестате зрелости Валентина были только пятерки.

Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета. О писательстве не помышлял, видно, не пришел еще срок.  Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет.

 В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию.    В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966). Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. Эти произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей. Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес.    В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.    В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.  В 1976 году выходит повесть «Прощании с Матерой», в 1977 повесть «Живи и помни», за которую он удостоен Государственной премии СССР. 

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар» (1985). Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало.

    В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения – политика не его удел.

Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.

Особенности творчества

Его произведения привлекают остротой нравственной проблематики, постановкой «вечных проблем».

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Герои его произведений - это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны.  Простой русский дом – та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Особенно удаются В. Распутину женские образы. Для прорисовки характеров писатель широко использует внутренние монологи. Он чуток к оттенкам народной речи, знает деревенский быт. Он мог бы писать многотомные романы, потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой, но Распутин предпочел убедительную краткость.

Большое внимание уделял писатель теме природы. Красоту края, очарование природы мы можем видеть в каждом произведении автора. Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта. Распутин практически во всех своих произведениях обращается к теме русской деревни, т.к. именно в деревне живут люди - хранители традиций народа, его памяти и духа.

Повесть «Прощание с Матёрой»

Деревня его детства Атамановка сама оказалась на дне Братского моря. Писатель очень любил свою деревню, да и как не любить свою родину, место, где ты родился.

В этой повести писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, показав десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Сильные духом и крепкие здоровьем, они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу.

  Островок Матера состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре. Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой.  Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки.  Худо-бедно жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой Ангары.   Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век старые.  Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню Матера. Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все должны были переселиться.

  Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали этого, в большинстве своем молодежь была рада переселению, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения. Другие не могут с лёгкостью покинуть обжитое место. Самая старая в деревне — старушка Дарья, для нее переселение смерти подобно. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи.

  Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище.

Сцена разрушения кладбища - своеобразная завязка повести. Она многозначна. Символично, что весть о разрушении кладбища принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе, как своеобразный дух Матеры (живет он на острове, одному богу известно сколько). Это как бы посланец бессловесной природы, ее дух. Старики до этого безропотно все сносившие, предпринимают активные действия. Ведь кладбище -это святыня. Разорители ведут себя как чужестранцы, равнодушно рубят кресты, тумбочки, оградки. "Мне приказали - я делаю", - говорит один из мужиков, - нужны мне ваши покойники". Вот это и страшно, ведь неуважение к предкам - высшее проявление безнравственности. В отношении к мертвым проявляются чувства живых: благодарность, любовь, уважение, долг.

В этой сцене ставятся многие проблемы: памяти, связи поколений, совести. Без памяти, без совести прожить нельзя, считает Распутин. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности" писал еще Пушкин.

Распутин, размышляя об этом, показывает несколько Поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительсво плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше.

Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут созидать, разрушая, и когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает: что за разрушение платят деньги.

Возможно и старухи, и Богодул умрут вместе со своей родиной. Трагизм происходящего подчеркивается жалобным воем Хозяина острова, словно он оплакивает разрушенную жизнь. Для людей, живших на острове, особенно для Дарьи, земля - поилица, кормилица. И ее нужно любить, обихаживать. Земля дается человеку лишь на время, ее необходимо передать следующим поколениям. "Если земля - территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину - освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?" Такие размышления вызывает повесть В.Распутина.  

"Прощание с Матерой" - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Понятно, что герои Распутина не могут противостоять обстоятельствам, но у них другое предназначение: они напоминают нам, как важно помнить о своих корнях, любить свою "малую родину", задумываться о смысле жизни, не нарушать нравственных и природных законов.

Вопросы

  1. Каким вы представляете себе В.Г. Распутина?

  2. Какая тема главная в творчестве писателя?

  3. В чем своеобразие психологизма прозы В. Г. Распутина?

  4. Какие традиции русской классической литературы нашли свое продолжение в произведениях писателя?

Задания

Проанализируйте повесть «Прощание с Матерой», ответьте на вопросы.

Вопросы по повести «Прощание с Матерой»

  1. Где происходит действие повести?

  2. Какое событие положено в основу сюжета?

  3. Кто населяет остров Матёра?

  4. Как воспринимают жители острова известие о затоплении Матёры и о переселении?

  5. Какие группы персонажей и по какому признаку можно выделить в повести?

  6. Какова роль в произведении старика Богодула?

  7. Как противопоставляются деревенская и городская жизнь? Почему жизнь в городе, в условиях цивилизации, представляется одной из героинь неполноценной?

  8. Какие поступки персонажей вызывают возмущение автора и читателя? В какой мере свидетельствуют они о нравственном оскудении?

  9. Прав ли Распутин, утверждая мысль о выхолащивании нравственности в условиях урбанистической жизни?

  10. Свидетельствует ли затопление Матёры о нравственном кризисе в государственном масштабе, или это всего лишь неизбежное следствие технического прогресса?

  11. В чём смысл финала повести?

  12. Можно ли считать Распутина продолжателем традиций Солженицына? Почему?