logo
лекц

22. Жизнь и творчество Шаламова Варлама Тихоновича

(1907 - 1982)

Родился в Вологде, в семье священника. Отец его был человеком прогрессивных взглядов, поддерживал связи со ссыльными, жившими в Вологде. В своей автобиографической повести о детстве и юности "Четвертая Вологда" Шаламов рассказывает, как формировались его убеждения, как жажда справедливости стала для него чем-то вроде навязчивой идеи.

В 1924 году Шаламов уезжает в Москву и, проработав два года дубильщиком на кожевенном заводе, поступает в МГУ на факультет советского права. Он активно участвует в бурлящей столичной жизни: митинги и литературные диспуты, демонстрации и чтение стихов... В феврале 1929 года Шаламов был арестован за "антисоветскую пропаганду" и был приговорен к трем годам лагерных работ на Северном Урале. В 1932 году вернулся в Москву. Стал работать в журналах, писать. Готовилась книжка рассказов. План был такой: в 1938 году первая книжка прозы. Потом вторая книжка. Сборник стихов.

В 1937 году - новый арест. На этот раз пять лет колымских лагерей. Новый срок - десять лет - в 1943 году, он зачем-то назвал Бунина русским классиком. Через три года Шаламову улыбнулась фортуна - один колымский врач-фельдшер отправляет его на левый берег, в центральную больницу, и это спасло жизнь писателя. А еще спустя три года, на ключе Дусканья, Варлам Тихонович впервые за все годы заключений записывает свои стихи. Он был освобожден в 1951-м, но уехать на "материк" не смог. В 1952 году волею случая завязывается пятилетняя переписка с Борисом Пастернаком. В 1953 году ему разрешили вернуться в Центральную Россию, но без права жить в больших городах. На два дня, тайно, Шаламов приехал в Москву, чтобы после шестнадцатилетней разлуки повидаться с женой и дочерью.

В 1957 году Шаламов был реабилитирован, вернулся в Москву и, работая в журнале "Москва" внештатным корреспондентом, печатал очерки и зарисовки. Другими редакциями рассказы Шаламова возвращаются. Писатель переживает его чрезвычайно тяжело, он чувствует себя ненужным обществу. Но он продолжает серьезно работать - в 1961 году выходит в свет сборник стихов "Огниво", в 1964-м - "Шелест листьев", в 1967-м - "Дорога и судьба". Еще через четыре года дописана повесть "Четвертая Вологда", в 73-м году завершена работа над "Вишерой", "Федором Раскольниковым" и сборником рассказов "Перчатка". Шаламов работал до последних дней - даже в тяжелейшем состоянии здоровья он диктовал стихи и воспоминания. Зиму он не любил, часто болел. В январе 1982 года Шаламов умер.

В 1987 появились первые серьезные публикации его прозы и стихов из колымских тетрадей. Общество внезапно заинтересовалось его работами, и появились издания сборников "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы", "Перчатка, или КР-2". Над этой эпопеей автором велась с 1954 по 1973 год - к ней примыкают также "Воспоминания" о Колыме и "Антироман", включающий в себя цикл рассказов о лагерях Вишеры.

«Колымские рассказы» (1954—1973)

Варлам Шаламов справедливо считается первооткрывателем лагерной темы в русской литературе XX века. Но получилось так, что его произведения стали известны читателю уже после опубликования произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Потому «Колымские рассказы» чаще всего воспринимаются на фоне прозы Солженицына, в сопоставлении и сравнении с нею. И сразу бросается в глаза: Шаламов жестче, беспощаднее, однозначнее в описании ужасов ГУЛАГа, чем Солженицын.

В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта — человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем.

Названия произведений Шаламова коротки и лаконичны. Но в двух-трех словах автор пытается выразить всю суть момента, его идейную нагрузку. Как и названия, коротки сами рассказы. Они скорее напоминают миниатюры. Писатель старается изображать не динамику событий, а размышления человека, его страдания. Поэтому чаще всего Шаламов обращается к портрету героя. Автор дает описание только одной черты в человеке, которая помогает нам наиболее полно представить себе героя. Это может быть почерк, трудолюбие или набожность.

Все герои Шаламова — люди разные: военные и гражданские, инженеры и рабочие. Они свыклись с лагерной жизнью, впитали в себя ее законы. Порой, глядя на них, мы не знаем, кто они: разумные ли существа или животные, в которых живет один лишь инстинкт — выжить во что бы то ни стало.

В «Колымских рассказах» Шаламов повествует о том, как осужденные быстро теряли свое прежнее «лицо» и часто зверь был милосерднее, справедливее и добрее их. И действительно, персонажи В. Шаламова, как правило, утрачивают веру в добро и справедливость, представляются нравственно и духовно опустошенными. Лагерный же опыт настолько исказил личность, что ее представления о жизненных ценностях становятся далекими от обычных, даются в «перевернутом» виде.

Так, например, один из героев «Колымских рассказов» всерьез не хочет «возвращаться в свою семью», где его уже «не поймут, не смогут понять». Родному дому он предпочитает тюрьму — «единственное место», где люди «говорили все, что они думали», где они отдыхали «душой» и «телом», где есть еще «свобода». Осужденные, «живые мертвецы», понимают, что их «привезли на смерть», поэтому жизнь в их понимании — «не такая уж большая ставка в лагерной игре».

Разумеется, лагерное бытие порождало и характеры иного плана, и их не обошел вниманием писатель. С нескрываемой симпатией рисует он образы тех узников, кому человеческое обаяние и достоинство помогла не потерять ранняя смерть. Таков герой рассказа «Надгробное слово» бывший скрипач Сережа Кливанский. Остроумный, ироничный, веселый и общительный, с непосредственностью ребенка, он не потерял интереса «к жизни, к событиям ее». Он «делился последним куском, вернее, еще делился... Это значит, что он так и не успел дожить до времени, когда ни у кого не было последнего куска, когда никто ничем ни с кем не делился». Не утратившим индивидуального лица предстает и «неплохой парень» бригадир Дюков. Романтик и энтузиаст по складу натуры, он сразу же по прибытии в лагерь выступил на собрании с целью перевоспитания, моральной перековки уголовников — «друзей народа». Однако поиски правды привели героя к конфликту с высоким начальством, а в конечном итоге — к расстрелу.

Трагически складывается также судьба майора Пугачева и одиннадцати его товарищей, пытавшихся совершить побег из лагеря, нашедших «в себе силы поверить в него, Пугачева, и протянуть руки к свободе. И в бою умереть» («Последний бой майора Пугачева»).

В рассказе «Афинские ночи» Шаламов пишет о том, что у заключенных, помимо самых элементарных потребностей, сформировалась еще одна, не предусмотренная никем, потребность читать и слушать стихи.

По убеждению Шаламова, «лагерь был великой пробой нравственных сил человека... и девяносто девять процентов людей этой пробы нс выдержали». «... Ни одному человеку в мире не надо знать лагерей». Человек здесь «становится только хуже. И не может быть иначе. В лагере есть много такого, чего не должен видеть человек»,— в этом своем главном выводе Шаламов, конечно, расходится с Солженицыным.

Вопросы

  1. Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве? Какой представляется вам личность писателя?

  2. В чем своеобразие раскрытия лагерной темы в творчестве В. Шаламова?

Задания

  1. На примере одного из «Колымский» рассказов раскройте тему - трагическая судьба человека в тоталитарном государстве.

  2. Проанализируйте рассказ «Последний бой майора Пугачева»

Вопросы для анализа рассказа «Последний бой майора Пугачева»

  1. В чем трагизм судьбы майора Пугачева и одиннадцати его товарищей?

  2. Каков идейный смысл рассказа?

  3. Как представлены в рассказе герои и их размышления?

  4. Как рисует лагерь в рассказе В. Шаламов?