5. Жизнь и творчество Шукшина Василия Макаровича
(1929–1974)
Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух из них сыграл главные роли ("Печки-лавочки" – 1972, "Калина красная" – 1974). Знаменательно, что триединство (сценарист – режиссер – актер) состоялось уже в первом его дипломном кинофильме "Из Лебяжьего сообщают" (1960).
Родился в 1929 года в д.Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Большая половина недолгой жизни писателя ушла на «жизненные университеты»: голодное детство в семье без отца, погибшего в застенках ОГПУ, неоконченная школа, необходимость раннего трудоустройства - колхозник, маляр, грузчик, слесарь-такелажник, ремонтник на железной дороге, строитель мостов. Служба на флоте - радист особого назначения (1949-53). После демобилизации экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, получает должность директора вечерней школы, преподает литературу и историю в родном селе.
В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М.Ромма. В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – А.Тарковский, А.Михалков-Кончаловский и др. Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. Кинофильм «Живет такой парень» получил в 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка». В кинематограф и в литературу В. Шукшин пришел почти одновременно. Летом 1958 г., успешно закончив 4-й курс и приехав на режиссерскую практику в Одессу, он снялся в главной роли в кинофильме Марлена Хуциева "Два Федора". В августе этого же года в журнале "Смена" опубликован первый его рассказ "Двое в телеге". В этом рассказе и в ряде последующих еще ничего не было от зрелого Шукшина. Сам писатель понимал это и никогда не включал их в свои сборники. Дебют актерский был удачнее писательского. Но в дальнейшем успехи литературные и кинематографические существовали рядом. Несмотря на тяготы с жильем в Москве и поиски постоянного заработка, Шукшин за короткое время создает книжку рассказов, одновременно работая и над романом, энергично осваивает новую специальность кинорежиссера, ярко проявляет себя в качестве актера (к/ф «Два Федора», «Аленка» и др.).
Большой успех имели фильмы Шукшина «Ваш сын и брат», «Позови меня в даль светлую», «Странные люди», «Печки-лавочки». Фильм «Калина красная» был снят Шукшиным по одноименной киноповести, написанной в 1973. Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно). Героями фильмов Шукшина чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе. Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители». При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974). Подготовленный к печати сборник «Брат мой» был издан уже после смерти автора, в 1975. Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов. В романе «Любавины» (1965) Шукшин показал историю большой семьи, тесно сплетенную с историей России в 20 в. – в частности, во время Гражданской войны. Обе эти истории предстали исполненными таких драматических коллизий, что публикация второй части романа стала возможна только в период перестройки, в 1987. Не удалась Шукшину и экранизация его романа о Степане Разине «Я пришел дать вам волю» (1971). Умер Шукшин в станице Клетской Волгоградской обл. в октябре 1974 года.
Рассказы В. Шукшина
Завоевали широкую популярность. Этому отчасти способствовали его кинофильмы, поскольку сценарии большинства из них строились на основе его рассказов, и театры, инсценировавшие его рассказы (Театр им. В. Маяковского – "Характеры", Малый театр – "Беседы при ясной луне" и др.). Но В. Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей.
Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...» Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников «Характеры». Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей.
Герои Шукшина из той "шукшинской жизни", которую прожил сам писатель. В простом, обыкновенном герое, о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, – душа. "Меня больше интересует "история души", и ради ее выявления сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует", – говорил Шукшин. "Для меня самое главное – показать человеческий характер", – не раз говорил Шукшин.
Мир героев писателя не исчерпывается образом «чудика». Шукшинская типология характеров многообразна: достаточно посмотреть на его "коллекцию" отрицательных персонажей, чтобы в этом убедиться. Герой писателя чаще всего раскрывается в речи, в диалоге, а смысл языкового мастерства В. Шукшина состоит в умении найти самое точное, единственное слово для самовыражения героя. "Ухо поразительно чуткое" – так охарактеризовал это умение А.Т. Твардовский.
Но у шукшинских героев есть черта, которая их делает частью индивидуального художественного мира писателя, – отсутствие духовной инертности, неравнодушие. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.
Своеобразно построение рассказов Шукшина, писатель, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие. В данном случае Шукшин следует советам Чехова. Далее, как и Чехов, он стремится не описывать душевное состояние героя, а сделать так, чтобы оно было понятно из его действий. Повествование начинается без всяких вступлений, сразу с главного события.
Рассказы Шукшина драматургичны, в большинстве из них преобладают диалог, сценические эпизоды над описательными, несценическими, это бесспорный результат воздействия на прозу сценического мышления Шукшина-режиссера, которое влияет даже на сюжет.
Сюжет в рассказах Шукшина – это хронологически сменяющие друг друга сценические эпизоды. Сам писатель боялся законченных сюжетов, которые, по его мнению, всегда несут какой-то вывод, мораль, а морализаторства он не терпел: "Сюжет не хорош и опасен тем, что он ограничивает широту осмысления жизни... Несюжетное повествование более гибко, более смело, в нем нет заданной, готовой предопределенности". Поэтому отличительная особенность самых значительных рассказов Шукшина – возможность их неоднозначных прочтений, именно это сулит им долгую жизнь в искусстве.
Вопросы
Познакомьтесь с фактами биографии В. Шукшина. Какой представляется вам личность В. Шукшина?
Почему так популярны были рассказы В. Шукшина?
В чем своеобразие прозы В. Шукшина? С чем это связано?
Как вы объясните особенности шукшинских характеров?
- Пояснительная записка
- Русская литература начала 20 века
- Проблематику рассказов и.Э. Бабеля;
- 1. Русская литература начала 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Жизнь и творчество Андреева Леонида Николаевича
- 3. Жизнь и творчество Бунина Ивана Алексеевича
- 4. Жизнь и творчество Куприна Александра Ивановича (1870 - 1938)
- 5. Жизнь и творчество Максима Горького
- 6. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм
- 7. Жизнь и творчество Александра Александровича Блока
- 8. Жизнь и творчество Маяковского Владимира Владимировича (1893 - 1930).
- 9. Жизнь и творчество Есенина Сергея Александровича (1895 – 1925)
- 10. Жизнь и творчество Цветаевой Марины Ивановны
- 11. Жизнь и творчество Мандельштама Осипа Эмильевича
- 12. Жизнь и творчество Ахматовой Анны Андреевны (1889 – 1966)
- 13. Жизнь и творчество Пастернака Бориса Леонидовича
- 14. Жизнь и творчество Булгакова Михаила Афанасьевича
- 15. Жизнь и творчество Бабеля Исаа́ка Эммануи́ловича
- Вопросы
- В чем заключается художественное своеобразие книги «Конармия»?
- Задания
- 16. Жизнь и творчество Замятина Евгения Ивановича
- 17. Жизнь и творчество Платонова Андрея Платоновича
- 18. Жизнь и творчество Шолохова Михаила Александровича
- 19. Жизнь и творчество Набокова Владимира Владимировича
- 20. Жизнь и творчество Заболоцкого Николая Алексеевича
- 21. Жизнь и творчество Твардовского Александра Трифоновича
- 22. Жизнь и творчество Шаламова Варлама Тихоновича
- 23. Жизнь и творчество Солженицына Александра Исаевича
- Литература 2 половины 20 века
- 1. Литература 2-ой половины 20 века. Основные историко-литературные сведения
- 2. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе 40-х годов и последующих лет.
- 3. Жизнь и творчество Быкова Василия Владимировича (Василя Быкова)
- 4. Деревенская проза в литературе второй половины 20 века.
- 5. Жизнь и творчество Шукшина Василия Макаровича
- 6. Нравственные проблемы в литературе второй половины хх века. Человек и природа.
- 7. Распутин Валентин Григорьевич (1937)
- 9. Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича
- 10. Поэзия второй половины хх века. Жанрово–стилевые поиски.
- 11. Драматургия второй половины хх века. Творчество а. В. Вампилова.
- Вампилов Александр Валентинович
- Литература народов России
- Залилов Муса Мустафович (Муса Джалиль)
- Расул Гамзатов
- Рекомендуемая литература по теме « Русская литература 20 века»