1. Очерк жизни и творчества поэтессы.
А.А. Ахматова Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", а также три стихотворения по выбору. Поэма "Реквием".
Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) (1889-1966), — поэтесса. Ахматова окончила гимназию и в 1907 году поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. В 1910 году вышла замуж за Н.С. Гумилева. В 1912 году родился единственный сын — Л.Н.Гумилев, известный историк и этнограф. По воспоминаниям Ахматовой, первые стихи она написала в 11 лет, но они не сохранились. Первое стихотворение было напечатано в 1907 году в парижском журнале «Сириус». В марте 1912 года выходит в свет первый сборник стихов под названием «Вечер». Здесь начинают проявляться черты: напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини, ориентация на современную разговорную речь. Подлинная известность пришла к поэтессе после выхода в свет сборника стихов «Четки» (1914).
В ранней поэзии Ахматовой отчетливо прослеживается как отталкивание от многих особенностей творчества, выработанных символизмом, так и продолжение тех традиций, которые сделали символизм наиболее заметным поэтическим течением начала XX века. Чувствуется связь поэзии Ахматовой с поэтическими принципами крупнейших поэтов русского символизма, особенно Блока, что было подчеркнуто поэтессой в дарственной надписи на сборнике «Четки», поднесенном Блоку. Принадлежа к числу поэтов-акмеистов и развивая многие принципы акмеизма в своих стихах, Ахматова в то же время тяготится дисциплиной, царящей в их рядах. Но при этом внутренние принципы поэзии Ахматовой все более и более стремятся к заложенному в акмеизме тяготению реализовать имеющие в слове возможности расширить историко-культурное богатство.
Третий сборник стихов Ахматовой «Белая стая» (1917) отличается расширением тематического репертуара поэтессы. В этой книге заметное место стали занимать темы, касающиеся не только личных переживаний, но и теснейшим способом связанные с событиями войны и приближающейся революции. Вместе с тем поэзия времени «Белой стаи» все больше и больше насыщается цитатами из лирики пушкинской поры. Это позволяет выделить в творчестве Ахматовой особый «пушкинский слой», который со временем становится все более насыщенным.
В поэзии Ахматовой находим отклики и на события современности, особенно политические. Особое место среди этих откликов занимают стихи, написанные вскоре после Октябрьской революции. В стихотворении «Когда в тоске самоубийства...» (1917), которое в поздней редакции начинается строкой «Мне голос был. Он звал утешно...», открыто говорится о неприятии поэтессой революционных событий, но одновременно с этим — о невозможности оставить Родину, оказаться вдали от нее в дни испытаний.
В 1918-1923 годах поэзия Ахматовой пользовалась большим успехом, ее стихи многократно переиздавались, но в середине 20-х годов началось многолетнее молчание, длившееся до середины 30-х годов.
В 1935 году был арестован сын Ахматовой Лев Николаевич Гумилев. Анна Андреевна провела семнадцать месяцев в тюремных очередях (сын арестовывался трижды — в 1935, 1938 и 1949 годах). Вместе со всем народом переживала поэтесса трагедию сталинских репрессий. И когда одна из женщин, стоявшая рядом с ней, спросила шепотом: «А это вы можете описать?», Ахматова ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием». Поэма — это и лирический дневник очевидца эпохи, и произведение разительной художественной силы, бездонное по своей глубине.
В свете следующих событий в жизни страны и в жизни Ахматовой многие мотивы перечисленных стихотворений выглядят как предчувствие и предсказание. Начиная с 30-х годов трагедийные темы у Ахматовой становятся общезначимыми. Вариации тем «Реквиема» находим в ее поэзии с конца 30-х годов. Спустя два десятилетия после завершения работы поэме был предпослан эпиграф, в котором позиция. Ахматовой в жизни и в поэзии получила строгую и лаконичную характеристику. Дважды повторяющееся слово чуждый дважды перечеркивается словами мой народ: прочность слияния судеб народа и его поэта проверяется общим для них несчастьем.
Важнейшим рубежом на творческом пути Ахматовой стал 1941 год — начало Великой Отечественной войны. «Клятва», «Мужество», «Победа», «Победителям», «Третью весну встречаю вдали...», «Я не была здесь лет семьсот...», «С самолета». Патриотическая лирика Ахматовой 1941—1945 годов, не прошел бесследно в ее творческой биографии.
Как закономерное продолжение патриотической лирики военных лет прозвучали в иное, мирное время написанные в 50-е годы стихи «Говорят дети», «Песня мира», «Приморский парк Победы». Значительными произведениями последнего творческого периода были «Поэма без героя», «Путем всея земли», цикл «Северные элегии».
2. Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
М.И. Цветаева Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", а также три стихотворения по выбору.
Марина Цветаева родилась в Москве 26 октября 1892. В шестнадцать лет Марина Цветаева осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старофранцузской литературы. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом» (1910), включавший в основном все то, что писалось еще на ученической скамье. За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913), изданные при содействии друга юности Цветаевой Сергея Эфрона, за которого она вышла замуж в 1912 году.
Государственное издательство выпускает две книги Цветаевой: «Версты» (1921) и поэму-сказку «Царь-Девица» (1922). В мае 1922 года ей было разрешено выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, бывшему офицеру белой армии, оказавшемуся в эмиграции, в то время студенту Пражского университета. В Чехии она прожила более трех лет и в конце 1925 года с семьей переехала в Париж. В начале 20-х годов она широко печаталась в белоэмигрантских журналах. Удалось опубликовать книги «Стихи к Блоку», «Разлука» (обе — 1922), «Психея. Романтика», «Ремесло» (обе — 1923), поэму-сказку «Молодец» (1924). Вскоре отношения Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России («Стихи к сыну», «Родина», «Тоска по родине! Давно...», «Челюскинцы» и др.). Последний прижизненный сборник стихов — «После России. 1922-1925» — вышел в Париже в 1928 году.
Начало второй мировой войны она встретила трагически, о чем свидетельствует последний поэтический цикл Цветаевой — «Стихи к Чехии» (1938-1939), связанный с оккупацией Чехословакии и пронизанный горячей ненавистью к фашизму. Летом 1939 года, после семнадцати лет эмигрантской жизни, получив советское гражданство, Марина Цветаева вернулась на родную землю. В июле 1941 года Цветаева покидает Москву и попадает в лесное Прикамье, в Елабугу. Здесь, в маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31 августа 1941 года.
Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. Сила ее стихов — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. Стихи часто группируются в циклы, где первоначальный замысел дает немало приобретающих самостоятельность отростков. Так, есть циклы «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин», «Стихи к; Сонечке», «Стихи к Блоку», «Ахматовой».
Особое место в наследии Цветаевой занимают ее поэмы. Трагедии «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927), написанным по мотивам античного мифа. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века.
Литература:
1.Русская литература XX века: 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др. ; сост. Е.П. Пронина ; под ред В.П. Журавлева. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – Ч. 1. –С. 72-88, 166-182.
2. Литература (русская литература XX века). 11 кл: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – 14-е изд..стереотип. – М. :Дрофа, 2009. – Ч. 1. - С. 323-374.
- Центральный филиал
- Воронеж
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел I. Русская литература XIX века Введение
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник. Но только с русскою душой»
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала.
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения.
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- Раздел II. Литература XX века
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема "художник и власть"
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- Планы уроков Введение
- 1. Русская литература в контексте мировой культуры
- 2. Художественная литература как искусство слова.
- 3. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения.
- 4. Роды и жанры литературы
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- 1. А.С. Пушкин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман в стихах «Евгений Онегин».
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник, но только с русскою душой».
- 1. М.Ю. Лермонтов. Основные факты жизни и творчества. Стихотворения.
- 2. Роман «Герой нашего времени».
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- 1. Н.В. Гоголь. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэма «Мертвые души».
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- 1. А.Н. Островский. Основные факты жизни и творчества.
- 3. Драма а.Н. Островского «Гроза».
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. И.С. Тургенев.
- 2. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети».
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой.
- 1. Ф.И. Тютчев. Основные факты жизни и творчества
- 2. Возвышенное и трагическое звучание темы любви, Родины, природы в творчестве ф.И. Тютчева.
- 3. А.А Фет. Основные факты жизни и творчества.
- 4. Жизнеутверждающее начало в лирике природы и философия красоты на примере творчества а.А Фета.
- 5. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.
- 6. А. К. Толстой. Основные факты жизни и творчества.
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- 1. Н. А. Некрасов. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэзия Некрасова как выражение демократизации русской литературы.
- 2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- 4. Н. Г. Чернышевский. Основные факты жизни и творчества.
- 5. Роман н. Г. Чернышевского «Что делать?».
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала
- 1. Н.С. Лесков. Основные факты жизни и творчества.
- 2. «Очарованный странник».
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения
- 1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман «История одного города».
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- 2. Роман «Преступление и наказание».
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- 2. Роман-эпопея «Война и мир».
- 3. Значение творчества л.Н. Толстого.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- 1. А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя в эпоху расцвета малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.
- 2. Рассказы а.П. Чехова.
- 3. Новаторство чеховской драматургии.
- Тема 2.1.Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX –XX веков.
- 2. На рубеже веков: крах старого или появление нового?
- 3. Теория литературы: системы стихосложения, стихотворные размеры.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- 2. Рассказы Бунина.
- 3. Своеобразие реализма и. А. Бунина.
- 4. Стиль произведений и. А. Бунина.
- 5. Вечные темы в творчестве и. А. Бунина
- 6. Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина.
- 8. Талант любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет»
- 3. Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Романтические рассказы Горького.
- 3. Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- 1.Серебряный век
- 2. Символизм.
- 5. Революционные поэты
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи.
- 3. Лирика а.Блока. Анализ стихотворений. Язык художественного произведения
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- 2. Сатира в лирике в. В. Маяковского
- 3. Тема поэта и поэзии в творчестве в. В. Маяковского
- 4. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Облако в штанах».
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- 1. Краткий очерк жизни и творчества поэта.
- 2. Лирика с. Есенина.
- 3. Поэма «Чёрный человек»
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- 1. Очерк жизни и творчества поэтессы.
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема «художник и власть»
- 1. Художник и власть. Репрессии в литературе XX века.
- 2. О.Э. Мандельштам: жизнь и творчество
- 3. Н.А. Заболоцкий. Краткий очерк жизни и творчества.
- 4. Н.Э.Бабель: Сатира в литературе.
- 5. Е.И. Замятин: жизнь и творчество
- 6. В.В. Набоков: жизнь и творчество
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- 1. Очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман-эпопея «Тихий Дон».
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи.
- 1. Творческий дебют Платонова в Москве.
- 2. Повесть «Сокровенный человек».
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман «Доктор Живаго»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- 1. А.Т. Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества.
- 2. Стихотворения.
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- 2. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
- 3. Роман «Архипелаг гулаг» (анализ фрагментов)
- 4. Колымские рассказы в.Т.Шаламова
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века:«деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов.
- 2. Краткая характеристика творчества в.П.Астафьева
- 3. В.П.Астафьев «Царь-рыба» (Повествование в рассказах) (1972-1975).
- 5. "У кого нет памяти, нет жизни". О повести в. Распутина «Прощание с Матёрой»
- 6. Василий Макарович Шукшин. Жизнь и творчество.
- 7. Ю.В.Трифонов. Жизнь и творчество.
- 8. Ю.В.Трифонов. «Дом па набережной»
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- 1. Поэты о Великой Отечественной войне.
- 2. Писатели о Великой Отечественной войне.
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- 1. Литература оттепели. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании
- 2. Поэзия второй половины XX века. Авторская песня.
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- 1. Драматургия второй половины XX века.
- 2. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- 2. Р. Гамзатов: «Стремление к любви — вот что моей и первой было и последней волей».
- 3. М. Джалиль: «Если мы необходимы /Нашей родине любимой, /Мы становимся сильней»
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- 2. Современная проза
- 3. Современная поэзия
- Раздел IV . Зарубежная литература
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко.
- 1. Особенности зарубежной литературы
- 2. Произведения зарубежных писателей.
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- 1. Д.Г. Байрон: жизнь и творчество
- 2. Ш. Бодлер: жизнь и творчество
- 3. Г. Гейне: жизнь и творчество
- 4. П. Верлен: жизнь и творчество
- 5. Э. Верхарн: жизнь и творчество
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. А.С. Пушкин. Формирование и развитие литературного языка
- Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов: «Гонимый миром странник, но только с русскою душой»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Домашнее задание №11 по теме 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- Литература