1. М.Ю. Лермонтов. Основные факты жизни и творчества. Стихотворения.
Лермонтов М.Ю. (1814-1841) – поэт, прозаик, драматург. Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы, Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Детство его прошло в Тарханах — имении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши — «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Начинающего поэта привлекают прежде всего Пушкин и русская «байроническая поэма». Поэтому для первых поэм Лермонтова характерна центральная фигура героя — волевая, сильная личность, обуреваемая страстями и враждующая с обществом. Обязательный мотив в такой поэме — трагическая любовь.
В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. В лирике Лермонтова появляется жанр лирического размышления, напоминающего отрывок из дневника. В это время Лермонтов ощущает Байрона как особенно близкого себе поэта и внимательно изучает не только его сочинения, но и биографию («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья», «Нет, я не Байрон, я другой...»). Поэтому его стихи 1830-1831 годов и драмы, где ясно звучат автобиографические мотивы.
В 1830 —1831 годах раннее лирическое творчество Лермонтова достигает вершины. После 1831 года он чаще предпочитает писать не от собственного имени, а от третьего лица «лирического героя», не совпадающего с автором ни биографически, ни психологически. («Тростник», «Русалка», «Желание», 1832). В 1832 году Лермонтов оставляет университет и предполагает продолжить образование в столице. Однако в Петербургском университете ему отказались зачесть прослушанные в Москве предметы; чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» обучения в закрытом учебном заведении.
Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В этом году появляется в печати поэма «Хаджи-Абрек», поэт работает над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Проза определяет теперь основное направление его литературной деятельности. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835-1836.
Имя поэта Лермонтова стало широко известно русскому обществу в январе 1837 года, в дни гибели Пушкина. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», в котором назвал истинных виновников гибели Пушкина. Будучи под арестом, поэт пишет несколько стихотворений, из которых затем выросли шедевры его «тюремной лирики», такие, как «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь».
В марте 1837 года Лермонтов, переведенный из гвардии в Нижегородский драгунский полк, выехал из Петербурга на Кавказ. Началась первая кавказская ссылка. Результаты наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе» (1838). Проблемы исторической судьбы поколений ставятся в «Бородине» (1837), где обрисован контраст между «богатырями» 1812 года и «нынешним племенем».
Уже в январе 1838 года он возвращается в Петербург. Три с половиной года жизни в столице — 1838-1840 и часть 1841 года были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрят теперь как на поэтического наследника и защитника имени Пушкина.
В 1837 году увидела свет «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1839 году Лермонтов считал замысел «Демона» исчерпанным, и в том же году Лермонтов пишет новую поэму — «Мцыри». Художественный опыт Лермонтова — лирика, автора поэм, драматурга и прозаика — сконцентрировался в романе «Герой нашего времени», который он начал писать в 1839 году на основе кавказских впечатлений. За участие в дуэли в марте 1840 года Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. В июне 1840 года ссыльный поэт прибывает в Ставрополь, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик.
Получив двухмесячный отпуск, в феврале 1841 года поэт приезжает в Петербург. Но не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В его записной книжке один за другим появляются шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга...», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, поэт принял его, твердо решив не стрелять в товарища. Поэт был убит 15 июля 1841 года.
Лирика любви в творчестве Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...» и др. Исследователи отмечают такую особенность любовной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание ей в любви. Изучение баллады «Три пальмы», или «Восточного сказания», как определил ее поэт, чрезвычайно важно для постижения внутреннего мира Лермонтова, ощущаемой им человеческой катастрофы.
Ощущение одиночества, конфликт личности с окружающим обществом тесно связаны в поэзии Лермонтова с мотивами узничества, несвободы. В романтическом ключе они развиваются и в лирике Пушкина, и в произведениях раннего Лермонтова. Тема одиночества развивается и в аллегорическом стихотворении 1841 года «На севере диком стоит одиноко...». Стихотворение «Сон» - стихотворение, в котором поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии - одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций. Главный долг его - воспевать вольность. Но в современной ему действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет даётся в стихотворении «Журналист, читатель и писатель». В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».
Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Лирике Лермонтова второй половины 30-х-40-х годов свойственна новая направленность. Начинается, как ни странно, для молодого, не достигшего и 30 лет человека, подведение итогов пережитого. Теперь всё чаще и чаще лирический герой оказывается во власти Думы, Памяти, передающих не конкретные впечатления, а состояние души. «Царство дивное» поражает нас во многих поздних лирико-философских стихотворениях. Среди них - «Гляжу на будущность с боязнью...» (1837г), «Как часто пёстрою толпою окружён» (1840г), «И скучно, и грустно» (1840г), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841 г), «Выхожу один я на дорогу...» (] 841г) и другие.
Зрительные впечатления преобразуются в лирическое раздумье, где реальные образы становятся воплощением общих особенностей бытия. Именно так воспринимаются многие стихотворения, как «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко...» (1841), «Утёс» (1841), «Листок» (1841).
Стихотворения для чтения и анализа: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также пять стихотворений по выбору.
- Центральный филиал
- Воронеж
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел I. Русская литература XIX века Введение
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник. Но только с русскою душой»
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала.
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения.
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- Раздел II. Литература XX века
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема "художник и власть"
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- Планы уроков Введение
- 1. Русская литература в контексте мировой культуры
- 2. Художественная литература как искусство слова.
- 3. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения.
- 4. Роды и жанры литературы
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- 1. А.С. Пушкин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман в стихах «Евгений Онегин».
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник, но только с русскою душой».
- 1. М.Ю. Лермонтов. Основные факты жизни и творчества. Стихотворения.
- 2. Роман «Герой нашего времени».
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- 1. Н.В. Гоголь. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэма «Мертвые души».
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- 1. А.Н. Островский. Основные факты жизни и творчества.
- 3. Драма а.Н. Островского «Гроза».
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. И.С. Тургенев.
- 2. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети».
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой.
- 1. Ф.И. Тютчев. Основные факты жизни и творчества
- 2. Возвышенное и трагическое звучание темы любви, Родины, природы в творчестве ф.И. Тютчева.
- 3. А.А Фет. Основные факты жизни и творчества.
- 4. Жизнеутверждающее начало в лирике природы и философия красоты на примере творчества а.А Фета.
- 5. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.
- 6. А. К. Толстой. Основные факты жизни и творчества.
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- 1. Н. А. Некрасов. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэзия Некрасова как выражение демократизации русской литературы.
- 2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- 4. Н. Г. Чернышевский. Основные факты жизни и творчества.
- 5. Роман н. Г. Чернышевского «Что делать?».
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала
- 1. Н.С. Лесков. Основные факты жизни и творчества.
- 2. «Очарованный странник».
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения
- 1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман «История одного города».
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- 2. Роман «Преступление и наказание».
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- 2. Роман-эпопея «Война и мир».
- 3. Значение творчества л.Н. Толстого.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- 1. А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя в эпоху расцвета малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.
- 2. Рассказы а.П. Чехова.
- 3. Новаторство чеховской драматургии.
- Тема 2.1.Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX –XX веков.
- 2. На рубеже веков: крах старого или появление нового?
- 3. Теория литературы: системы стихосложения, стихотворные размеры.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- 2. Рассказы Бунина.
- 3. Своеобразие реализма и. А. Бунина.
- 4. Стиль произведений и. А. Бунина.
- 5. Вечные темы в творчестве и. А. Бунина
- 6. Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина.
- 8. Талант любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет»
- 3. Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Романтические рассказы Горького.
- 3. Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- 1.Серебряный век
- 2. Символизм.
- 5. Революционные поэты
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи.
- 3. Лирика а.Блока. Анализ стихотворений. Язык художественного произведения
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- 2. Сатира в лирике в. В. Маяковского
- 3. Тема поэта и поэзии в творчестве в. В. Маяковского
- 4. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Облако в штанах».
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- 1. Краткий очерк жизни и творчества поэта.
- 2. Лирика с. Есенина.
- 3. Поэма «Чёрный человек»
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- 1. Очерк жизни и творчества поэтессы.
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема «художник и власть»
- 1. Художник и власть. Репрессии в литературе XX века.
- 2. О.Э. Мандельштам: жизнь и творчество
- 3. Н.А. Заболоцкий. Краткий очерк жизни и творчества.
- 4. Н.Э.Бабель: Сатира в литературе.
- 5. Е.И. Замятин: жизнь и творчество
- 6. В.В. Набоков: жизнь и творчество
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- 1. Очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман-эпопея «Тихий Дон».
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи.
- 1. Творческий дебют Платонова в Москве.
- 2. Повесть «Сокровенный человек».
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман «Доктор Живаго»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- 1. А.Т. Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества.
- 2. Стихотворения.
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- 2. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
- 3. Роман «Архипелаг гулаг» (анализ фрагментов)
- 4. Колымские рассказы в.Т.Шаламова
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века:«деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов.
- 2. Краткая характеристика творчества в.П.Астафьева
- 3. В.П.Астафьев «Царь-рыба» (Повествование в рассказах) (1972-1975).
- 5. "У кого нет памяти, нет жизни". О повести в. Распутина «Прощание с Матёрой»
- 6. Василий Макарович Шукшин. Жизнь и творчество.
- 7. Ю.В.Трифонов. Жизнь и творчество.
- 8. Ю.В.Трифонов. «Дом па набережной»
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- 1. Поэты о Великой Отечественной войне.
- 2. Писатели о Великой Отечественной войне.
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- 1. Литература оттепели. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании
- 2. Поэзия второй половины XX века. Авторская песня.
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- 1. Драматургия второй половины XX века.
- 2. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- 2. Р. Гамзатов: «Стремление к любви — вот что моей и первой было и последней волей».
- 3. М. Джалиль: «Если мы необходимы /Нашей родине любимой, /Мы становимся сильней»
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- 2. Современная проза
- 3. Современная поэзия
- Раздел IV . Зарубежная литература
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко.
- 1. Особенности зарубежной литературы
- 2. Произведения зарубежных писателей.
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- 1. Д.Г. Байрон: жизнь и творчество
- 2. Ш. Бодлер: жизнь и творчество
- 3. Г. Гейне: жизнь и творчество
- 4. П. Верлен: жизнь и творчество
- 5. Э. Верхарн: жизнь и творчество
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. А.С. Пушкин. Формирование и развитие литературного языка
- Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов: «Гонимый миром странник, но только с русскою душой»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Домашнее задание №11 по теме 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- Литература