2. Роман-эпопея «Война и мир».
Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869). «Война и мир» — русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи. Это новый, жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.
Пятнадцать лет истории страны (1805—1820) запечатлены писателем на страницах эпопеи в следующем порядке: I том - 1805 г II том - 1806-1811 гг. III том-1812 г. IV том — 1812—1813 гг. Эпилог— 1820 г.
Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена картина жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального Духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны. В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни охраны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения).
Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, в поместьях Лысые Горы, Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (Ш и IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смоленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).
В «Войне и мире» отражается все многообразие русской жизни начала XIX века, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.
Множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны
Главные действующие лица романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов – выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интеллектуальным богатством. Как и многие мыслящие люди в первые годы XIX века, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина.
Образ Наполеона – одно из гениальных художественных открытий Толстого. В романе император французов действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Толстой следовал сознательному намерению совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедестала, показан в свой нормальный человеческий рост. Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, проницательностью, широтой. Картина этого общества включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику. В нем участвуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.
Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданической критики: «Царь есть раб истории».
Психологизм романа. В романе-эпопее психологические характеристики отдельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок. Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению лучших человеческих качеств. Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых.
Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова важность морального фактора в войне. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ действий Кутузова. С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого. В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время. решение оставить Москву.
С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны. Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он — воплощение всего «русского, доброго и круглого». В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, — выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям — и ни к кому в особенности.
Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира — это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие воины, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество — та норма бытия, к которой надо стремиться.
Очень глубоко раскрываются Толстым в романе проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти, обозначается выявление опасности своеволия и прагматизма. На примере многих героев Толстого мы можем раскрыть толстовское понимание свободы как ответственности за совершенный выбор.
Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».
- Центральный филиал
- Воронеж
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел I. Русская литература XIX века Введение
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник. Но только с русскою душой»
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала.
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения.
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- Раздел II. Литература XX века
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема "художник и власть"
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- Планы уроков Введение
- 1. Русская литература в контексте мировой культуры
- 2. Художественная литература как искусство слова.
- 3. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения.
- 4. Роды и жанры литературы
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- 1. А.С. Пушкин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман в стихах «Евгений Онегин».
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник, но только с русскою душой».
- 1. М.Ю. Лермонтов. Основные факты жизни и творчества. Стихотворения.
- 2. Роман «Герой нашего времени».
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- 1. Н.В. Гоголь. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэма «Мертвые души».
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- 1. А.Н. Островский. Основные факты жизни и творчества.
- 3. Драма а.Н. Островского «Гроза».
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. И.С. Тургенев.
- 2. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети».
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой.
- 1. Ф.И. Тютчев. Основные факты жизни и творчества
- 2. Возвышенное и трагическое звучание темы любви, Родины, природы в творчестве ф.И. Тютчева.
- 3. А.А Фет. Основные факты жизни и творчества.
- 4. Жизнеутверждающее начало в лирике природы и философия красоты на примере творчества а.А Фета.
- 5. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.
- 6. А. К. Толстой. Основные факты жизни и творчества.
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- 1. Н. А. Некрасов. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэзия Некрасова как выражение демократизации русской литературы.
- 2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- 4. Н. Г. Чернышевский. Основные факты жизни и творчества.
- 5. Роман н. Г. Чернышевского «Что делать?».
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала
- 1. Н.С. Лесков. Основные факты жизни и творчества.
- 2. «Очарованный странник».
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения
- 1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман «История одного города».
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- 2. Роман «Преступление и наказание».
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- 2. Роман-эпопея «Война и мир».
- 3. Значение творчества л.Н. Толстого.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- 1. А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя в эпоху расцвета малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.
- 2. Рассказы а.П. Чехова.
- 3. Новаторство чеховской драматургии.
- Тема 2.1.Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX –XX веков.
- 2. На рубеже веков: крах старого или появление нового?
- 3. Теория литературы: системы стихосложения, стихотворные размеры.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- 2. Рассказы Бунина.
- 3. Своеобразие реализма и. А. Бунина.
- 4. Стиль произведений и. А. Бунина.
- 5. Вечные темы в творчестве и. А. Бунина
- 6. Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина.
- 8. Талант любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет»
- 3. Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Романтические рассказы Горького.
- 3. Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- 1.Серебряный век
- 2. Символизм.
- 5. Революционные поэты
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи.
- 3. Лирика а.Блока. Анализ стихотворений. Язык художественного произведения
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- 2. Сатира в лирике в. В. Маяковского
- 3. Тема поэта и поэзии в творчестве в. В. Маяковского
- 4. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Облако в штанах».
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- 1. Краткий очерк жизни и творчества поэта.
- 2. Лирика с. Есенина.
- 3. Поэма «Чёрный человек»
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- 1. Очерк жизни и творчества поэтессы.
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема «художник и власть»
- 1. Художник и власть. Репрессии в литературе XX века.
- 2. О.Э. Мандельштам: жизнь и творчество
- 3. Н.А. Заболоцкий. Краткий очерк жизни и творчества.
- 4. Н.Э.Бабель: Сатира в литературе.
- 5. Е.И. Замятин: жизнь и творчество
- 6. В.В. Набоков: жизнь и творчество
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- 1. Очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман-эпопея «Тихий Дон».
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи.
- 1. Творческий дебют Платонова в Москве.
- 2. Повесть «Сокровенный человек».
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман «Доктор Живаго»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- 1. А.Т. Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества.
- 2. Стихотворения.
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- 2. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
- 3. Роман «Архипелаг гулаг» (анализ фрагментов)
- 4. Колымские рассказы в.Т.Шаламова
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века:«деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов.
- 2. Краткая характеристика творчества в.П.Астафьева
- 3. В.П.Астафьев «Царь-рыба» (Повествование в рассказах) (1972-1975).
- 5. "У кого нет памяти, нет жизни". О повести в. Распутина «Прощание с Матёрой»
- 6. Василий Макарович Шукшин. Жизнь и творчество.
- 7. Ю.В.Трифонов. Жизнь и творчество.
- 8. Ю.В.Трифонов. «Дом па набережной»
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- 1. Поэты о Великой Отечественной войне.
- 2. Писатели о Великой Отечественной войне.
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- 1. Литература оттепели. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании
- 2. Поэзия второй половины XX века. Авторская песня.
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- 1. Драматургия второй половины XX века.
- 2. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- 2. Р. Гамзатов: «Стремление к любви — вот что моей и первой было и последней волей».
- 3. М. Джалиль: «Если мы необходимы /Нашей родине любимой, /Мы становимся сильней»
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- 2. Современная проза
- 3. Современная поэзия
- Раздел IV . Зарубежная литература
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко.
- 1. Особенности зарубежной литературы
- 2. Произведения зарубежных писателей.
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- 1. Д.Г. Байрон: жизнь и творчество
- 2. Ш. Бодлер: жизнь и творчество
- 3. Г. Гейне: жизнь и творчество
- 4. П. Верлен: жизнь и творчество
- 5. Э. Верхарн: жизнь и творчество
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. А.С. Пушкин. Формирование и развитие литературного языка
- Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов: «Гонимый миром странник, но только с русскою душой»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Домашнее задание №11 по теме 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- Литература