logo
УМК Лит-ра15

2. Поэзия Некрасова как выражение демократизации русской литературы.

Наивысший расцвет творчества Некрасова - с 1855 года. Он закончил поэму «Саша». Тогда же он написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Первый сборник стихов Некрасова (1856) принес поэту известность. «Крестьянские дети» (1856), созданные одновременно с «Коробейниками», продолжают успех поэта. Поэма «Мороз, Красный нос» (1863—1864) наполне­на светлой верой и доброй надеждой.

Образ русской женщины раскрывается Некрасовым в следующих произведениях: стихотворение «Орина, мать солдатская» (1863) прославляет материнскую и сыновнюю любовь. В «Княгине Трубецкой» (1871) и «Княгине Волконской» (1872). Национального характер: поэмы «Коробейники» и «Мороз, Красный нос». Пришло время подводить итоги, и поэт создает «Последние песни». Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывает новые пути в поэтическом искусстве.

Он решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что раньше было совершенно недопустимо. Некрасов значительно расширил диапазон русской поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, смело включая разные речевые стили — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Но по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. Стихотворение «Баюшки-баю».

Стихотворения для чтения и анализа: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", а также пять стихотворений по выбору.