1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) — прозаик, драматург.
Михаил Булгаков закончил Первую Александровскую гимназию. В 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась первая мировая война. После окончания университета, в 1916 году, Булгаков работал в полевом госпитале сначала в Каменец-Подольском, затем в Череповцах.
В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму. Этот период жизни писателя нашел отражение в «Записках юного врача» (1926), где появляется типичный булгаковский герой — честный труженик, часто спасающий больных в безнадежных, казалось бы, ситуациях, человек. Февральская революция нарушила привычную жизнь. В очерке «Киев-город» (1923) Булгаков писал, что с революцией «внезапно и грозно наступила история». После Октябрьской революции его освободили от военной службы, и он вернулся в Киев, вскоре занятый германскими войсками. Так будущий писатель окунулся в водоворот гражданской войны. Булгаков был хорошим врачом, и в его услугах нуждались воюющие стороны. Булгаков покинул ряды деникинской армии и стал работать в местных газетах, навсегда бросив занятия медициной.
Первый рассказ был создан осенью 1919 года. Зимой 1919—1920 годов он пишет несколько рассказов и фельетонов, один из которых известен под заголовком «Дань восхищения». Занятие литературным творчеством было спровоцировано нежеланием участвовать в войне. Но этот поворот еще был внутренне подготовлен давно пробудившейся тягой к литературе и театру. Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах». В Тифлисе, а потом в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать. Но он тогда уже сознавал, что русский писатель должен жить в России. Он принимает решение поселиться в Москве, куда приезжает в 1921 году. С весны 1922 года Булгаков стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов.
В сатирических фельетонах и очерках объектом булгаковской сатиры становится не только «накипь нэпа» — нувориши-нэпманы (новеллы «Триллионер» и «Чаша жизни»), но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, некомпетентные совслужащие и другие. В повести «Роковые яйца» (1924) Булгаков перенес действие в воображаемое будущее — в 1928 год, когда результаты нэпа уже привели к резкому подъему уровня жизни народа. Великое открытие профессора Персикова, могущее принести благо всему человечеству, оборачивается трагедией, оказавшись в руках полуграмотных, самоуверенных людей, той новой бюрократии, которая пышно расцвела в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа.
В пьесах «Дни Турбиных» и «Бег» (1925-1928). Здесь автор говорит о начале процесса, который привел к образованию «новой интеллигенции».
В 1929 году нападки критики на Булгакова усилились. Со сцены были сняты все его пьесы — «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира». Драматургу ничего не оставалось, как написать письмо правительству, в котором он просил разрешить ему выехать за границу. Письмо возымело действие. Результатом разговора Сталина с Булгаковым было назначение автора пьес режиссером-ассистентом МХАТа. Были возобновлены постановки пьес Булгакова и поставлена инсценировка «Мертвых душ». Но после 1927 года на Родине писатель не увидел в печати ни одной своей строчки (за исключением перевода «Скупого» Мольера, 1938, и «Седьмого сна» из пьесы «Бег», 1932).
Даже в тяжелейший период 1929-1930 годов Булгаков не рассматривал всерьез для себя возможность эмигрировать. После того как в 1933 году окончилась неудачей попытка издать в серии «ЖЗЛ» его роман «Жизнь господина де Мольера», Булгаков до самой смерти, последовавшей 10 марта 1940 года, более не пытался публиковать свои произведения. Делом его жизни стала работа над романом «Мастер и Маргарита», которая продолжалась почти двенадцать лет.
Повесть «Собачье сердце» — идея опасности, грозящей обществу, если нравственно и культурно отсталая личность обретает право навязывать свою волю другим.
Булгаков по праву заслужил звание русского национального писателя. А роман «Мастер и Маргарита» явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы XX века.
2. Роман «Мастер и Маргарита»: фантастика и сатира в литературе.
В 1928 году М.А. Булгаков начинает роман «Мастер и Маргарита» (тогда еще не имевший этого названия). Доведенный до 15-ой главы, роман в 1930 году был уничтожен самим автором, а в 1932 или 1933 году начат заново. В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название, ставшее окончательным, «Мастер и Маргарита», поставил даты: 1928—1937 — и более не оставлял над ним работу. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.
Впервые роман был опубликован в 1966—1967 годах в журнале «Москва». В этой книге царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. «Мастер и Маргарита» — это лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, всегда стремится к свету и добру.
Дьяволиада — один из любимых булгаковских мотивов — здесь играет роль вполне реалистическую и может служить примером гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Потусторонность, мистика с этим мессиром как-то не вяжутся. Если такого Воланда и не было, то его надо было выдумать.
Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного толка. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей, никаноров ивановичей и др. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном Варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.
Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Этот «роман в романе» как бы собирает в себе этические противоречия, которые обязано решать своей жизнью каждое поколение людей, каждая мыслящая и страдающая личность. Два романа — Мастера и о Мастере — зеркально повернуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождает художественное целое, соединяя легенду и быт в историческую жизнь человека. Среди персонажей книги особенно запоминается Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, человек в белом плаще с кровавым подбоем. История его трусости и раскаяния приближается по своей художественной силе к лучшим страницам мировой прозы.
Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Роман оптимистичен. Покидая этот бренный мир, Мастер оставляет в нем своего ученика, который видит те же сны, что и он, бредит теми же образами мировой истории и культуры, разделяет его философские идеи, верует в те же идеалы всемирного общечеловеческого масштаба.
У Булгакова мир вечных человеческих ценностей, исторической правды, творческого поиска, совести противостоит миру формализма, бездушной бюрократии, корысти, безнравственности. Прежде всего важна любовь. Любовью жив Мастер, любовью жив и Булгаков. Любовь проповедует и нищий пророк Древней Иудеи — Иешуа Га-Ноцри: «За мной, читатель! Кто, сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Роман Булгакова, как и все великие, вечные книги человечества, посвящен всесилию и непобедимости любви. Рукописи, вдохновленные любовью, прославляющие любовь, увлекающие за собой порывом любви, — неуничтожимы, вечны. Поистине, как сказал Воланд, обращаясь к Мастеру, «рукописи не горят». Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить, Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.
Литература:
1. Русская литература XX века: 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др. ; сост. Е.П. Пронина ; под ред В.П. Журавлева. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – Ч. 2. – С. 44-72.
2. Литература (русская литература XX века). 11 кл: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – 14-е изд..стереотип. – М. :Дрофа, 2009. – Ч. 1.- С. 445-462.
- Центральный филиал
- Воронеж
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел I. Русская литература XIX века Введение
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник. Но только с русскою душой»
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала.
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения.
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- Раздел II. Литература XX века
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема "художник и власть"
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- Планы уроков Введение
- 1. Русская литература в контексте мировой культуры
- 2. Художественная литература как искусство слова.
- 3. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения.
- 4. Роды и жанры литературы
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- 1. А.С. Пушкин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман в стихах «Евгений Онегин».
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник, но только с русскою душой».
- 1. М.Ю. Лермонтов. Основные факты жизни и творчества. Стихотворения.
- 2. Роман «Герой нашего времени».
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- 1. Н.В. Гоголь. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэма «Мертвые души».
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- 1. А.Н. Островский. Основные факты жизни и творчества.
- 3. Драма а.Н. Островского «Гроза».
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. И.С. Тургенев.
- 2. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети».
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой.
- 1. Ф.И. Тютчев. Основные факты жизни и творчества
- 2. Возвышенное и трагическое звучание темы любви, Родины, природы в творчестве ф.И. Тютчева.
- 3. А.А Фет. Основные факты жизни и творчества.
- 4. Жизнеутверждающее начало в лирике природы и философия красоты на примере творчества а.А Фета.
- 5. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.
- 6. А. К. Толстой. Основные факты жизни и творчества.
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- 1. Н. А. Некрасов. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэзия Некрасова как выражение демократизации русской литературы.
- 2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- 4. Н. Г. Чернышевский. Основные факты жизни и творчества.
- 5. Роман н. Г. Чернышевского «Что делать?».
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала
- 1. Н.С. Лесков. Основные факты жизни и творчества.
- 2. «Очарованный странник».
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения
- 1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман «История одного города».
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- 2. Роман «Преступление и наказание».
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- 2. Роман-эпопея «Война и мир».
- 3. Значение творчества л.Н. Толстого.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- 1. А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя в эпоху расцвета малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.
- 2. Рассказы а.П. Чехова.
- 3. Новаторство чеховской драматургии.
- Тема 2.1.Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX –XX веков.
- 2. На рубеже веков: крах старого или появление нового?
- 3. Теория литературы: системы стихосложения, стихотворные размеры.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- 2. Рассказы Бунина.
- 3. Своеобразие реализма и. А. Бунина.
- 4. Стиль произведений и. А. Бунина.
- 5. Вечные темы в творчестве и. А. Бунина
- 6. Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина.
- 8. Талант любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет»
- 3. Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Романтические рассказы Горького.
- 3. Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- 1.Серебряный век
- 2. Символизм.
- 5. Революционные поэты
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи.
- 3. Лирика а.Блока. Анализ стихотворений. Язык художественного произведения
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- 2. Сатира в лирике в. В. Маяковского
- 3. Тема поэта и поэзии в творчестве в. В. Маяковского
- 4. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Облако в штанах».
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- 1. Краткий очерк жизни и творчества поэта.
- 2. Лирика с. Есенина.
- 3. Поэма «Чёрный человек»
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- 1. Очерк жизни и творчества поэтессы.
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема «художник и власть»
- 1. Художник и власть. Репрессии в литературе XX века.
- 2. О.Э. Мандельштам: жизнь и творчество
- 3. Н.А. Заболоцкий. Краткий очерк жизни и творчества.
- 4. Н.Э.Бабель: Сатира в литературе.
- 5. Е.И. Замятин: жизнь и творчество
- 6. В.В. Набоков: жизнь и творчество
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- 1. Очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман-эпопея «Тихий Дон».
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи.
- 1. Творческий дебют Платонова в Москве.
- 2. Повесть «Сокровенный человек».
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман «Доктор Живаго»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- 1. А.Т. Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества.
- 2. Стихотворения.
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- 2. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
- 3. Роман «Архипелаг гулаг» (анализ фрагментов)
- 4. Колымские рассказы в.Т.Шаламова
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века:«деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов.
- 2. Краткая характеристика творчества в.П.Астафьева
- 3. В.П.Астафьев «Царь-рыба» (Повествование в рассказах) (1972-1975).
- 5. "У кого нет памяти, нет жизни". О повести в. Распутина «Прощание с Матёрой»
- 6. Василий Макарович Шукшин. Жизнь и творчество.
- 7. Ю.В.Трифонов. Жизнь и творчество.
- 8. Ю.В.Трифонов. «Дом па набережной»
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- 1. Поэты о Великой Отечественной войне.
- 2. Писатели о Великой Отечественной войне.
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- 1. Литература оттепели. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании
- 2. Поэзия второй половины XX века. Авторская песня.
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- 1. Драматургия второй половины XX века.
- 2. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- 2. Р. Гамзатов: «Стремление к любви — вот что моей и первой было и последней волей».
- 3. М. Джалиль: «Если мы необходимы /Нашей родине любимой, /Мы становимся сильней»
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- 2. Современная проза
- 3. Современная поэзия
- Раздел IV . Зарубежная литература
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко.
- 1. Особенности зарубежной литературы
- 2. Произведения зарубежных писателей.
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- 1. Д.Г. Байрон: жизнь и творчество
- 2. Ш. Бодлер: жизнь и творчество
- 3. Г. Гейне: жизнь и творчество
- 4. П. Верлен: жизнь и творчество
- 5. Э. Верхарн: жизнь и творчество
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. А.С. Пушкин. Формирование и развитие литературного языка
- Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов: «Гонимый миром странник, но только с русскою душой»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Домашнее задание №11 по теме 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- Литература