logo
УМК Лит-ра15

1. А.Н. Островский. Основные факты жизни и творчества.

Островский Александр Николаевич (1823-1886) — драматург, театральный деятель. Но еще в гимназии Островский увлекся литературным творчеством и оставил занятия юридическими дисциплинами. 1847 г. пьес «Семейная картина» - начало профессиональной деятельности. Пьеса «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот» (1849) к постановке не разрешили, и автор был отдан под негласный надзор полиции. Триумф этой комедии завершает первый, ранний, этап творчества (1847-1851) — проба сил, поиски своего пути.

Следующий период (1852-1854). Активным участием в кружке сотрудников журнала «Москвитянин». Островский пишет пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Окончательно мировоззрение автора определяется в предреформенный период (1855-1860). Островский пишет пьесы «В чужом пиру похмелье» (1855-1856), «Доходное место», (1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза». И последний, пореформенный период (1861-1886). Островского как художника волнуют вопросы о путях развития России, в поле зрения автора попадает всё больше областей современной жизни.

Социально-бытовые темы из жизни купечества («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше») соседствуют с циклом пьес «из жизни захолустья» (бальзаминовская трилогия — «Праздничный сон до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») (1861), «Шутники» (1864), «Пучина» (1866), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872).

Пьесы на исторические темы, сатирические комедии, уникальная «Снегурочка» и разрабатываемая в 70—80 гг. психологическая драма — это новые направления в творчестве известного русского драматурга. Становление драмы было связано с поисками героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу, вызвать сочувствие зрителя, имея достойную цель. Но Островский не находил такого героя. Островский выводит на первое место женщину. Именно она способна стать той героиней, которая нужна была Островскому для воплощения своей идеи. Островский переосмысляет роль женщины в семье и общественной жизни. Он акцентирует внимание зрителей на чувствах персонажа. Именно это является условием развития психологической драмы. Самой совершенной из них по праву считается «Бесприданница» (1879). Такими же шедеврами являются пьесы «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884). Эти произведения заложили основу для дальнейшего развития драмы. Островский перевел еще двадцать две пьесы («Усмирение своенравной» Шекспира, «Кофейная» Гольдони, интермедии Сервантеса и многие другие).

2. А.Н. Островский - основоположник национального театра.

Островский занимает особое место в русской культуре — уже при жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую первой половины ХIХ века, хотела видеть на сцене свою жизнь. Такие пьесы писал для них Островский. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности. Почти 50 пьес было написано великим драматургом, многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, за что Островского называли летописцем этой жизни, «Колумбом Замоскворечья». Но значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытописания, потому что за лицами персонажей возникали типы, а за бытовыми картинами — социальные явления, что послужило развитию русского реализма в целом. А. Н.Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.