logo
УМК Лит-ра15

2. Роман «Герой нашего времени».

Творческая история романа. М.Ю. Лермонтов начал работать над романом в 1838 году, основываясь на кавказских впечатлениях. В 1840 году роман увидел свет и сразу же привлек внимание и читателей, и литераторов. «Герой нашего времени» — это и лирический дневник (в «Княжне Мери»), и философская повесть («Фаталист»), и изумительный по естественной непринужденности рисунка «приключенческий рассказ» («Тамань»), и путевой очерк (начало «Бэлы» и «Максим Максимыч»), и романтическая поэма («Бэла»).

Задача Лермонтова — углубленный психологический анализ современного человека, сделанный на основе проблем личной и общественной морали. Отсюда — построение романа не по принципу хронологической последовательности, а по принципу постепенного ознакомления читателя с умственным и душевным миром героя: от рассказа Максима Максимыча о Печорине — к его «журналу» (то есть дневнику).

Лермонтов ответил критике особым предисловием, которое появилось при втором издании романа (1841). Начало предисловия содержит очень важные указания на то, что публика не поняла общественной «иронии», заложенной в романе и подчеркнутой в заглавии. Смысл — общественная трагедия, трагедия целого поколения, обреченного на бездействие.

Мир героев романа представляет собой целую систему образов, в центре которой находится Печорин. Образ Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...». Печорин – это Онегин нашего времени. Фигура Грушницкого выделяется среди «московских франтов» и модных «блестящих адъютантов» пятигорского общества. Он — прямой антипод Печорина. Княжна Мери. Вера. Бэла. Максим Максимыч (анализ образов на основе текста).

Литература:

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Ю.В. Лебедев. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – Ч. 1. –С.-161-208.