Введение
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" важно следовать стандарту, который ориентирован на становление личностных характеристик обучающегося. В течение всего образовательного процесса должен сформироваться так называемый "портрет выпускника школы":
- свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- реативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
-готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Изучение литературы в рамках предметной области «Филология» на профильном (углубленном) уровне среднего (полного) общего образования направлено на формирование следующих умений и навыков:
- владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
- сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
- владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
- сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
- Центральный филиал
- Воронеж
- Введение
- Объем предмета и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел I. Русская литература XIX века Введение
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник. Но только с русскою душой»
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала.
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения.
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- Раздел II. Литература XX века
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема "художник и власть"
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- Планы уроков Введение
- 1. Русская литература в контексте мировой культуры
- 2. Художественная литература как искусство слова.
- 3. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения.
- 4. Роды и жанры литературы
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. Формирование и развитие литературного языка. А.С. Пушкин.
- 1. А.С. Пушкин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман в стихах «Евгений Онегин».
- Тема 1.2. М. Ю. Лермонтов. «Гонимый миром странник, но только с русскою душой».
- 1. М.Ю. Лермонтов. Основные факты жизни и творчества. Стихотворения.
- 2. Роман «Герой нашего времени».
- Тема 1.3. Н.В. Гоголь: « Русь, куда ж несешься ты?»
- 1. Н.В. Гоголь. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэма «Мертвые души».
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- 1. А.Н. Островский. Основные факты жизни и творчества.
- 3. Драма а.Н. Островского «Гроза».
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. И.С. Тургенев.
- 2. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети».
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой.
- 1. Ф.И. Тютчев. Основные факты жизни и творчества
- 2. Возвышенное и трагическое звучание темы любви, Родины, природы в творчестве ф.И. Тютчева.
- 3. А.А Фет. Основные факты жизни и творчества.
- 4. Жизнеутверждающее начало в лирике природы и философия красоты на примере творчества а.А Фета.
- 5. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.
- 6. А. К. Толстой. Основные факты жизни и творчества.
- Тема 1.8. Н.А. Некрасов. Н.Г.Чернышевский. Демократизация русской литературы
- 1. Н. А. Некрасов. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Поэзия Некрасова как выражение демократизации русской литературы.
- 2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- 4. Н. Г. Чернышевский. Основные факты жизни и творчества.
- 5. Роман н. Г. Чернышевского «Что делать?».
- Тема 1.9. Н.С. Лесков. "Праведничество", духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала
- 1. Н.С. Лесков. Основные факты жизни и творчества.
- 2. «Очарованный странник».
- Тема 1.10. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения
- 1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Основные факты жизни и творчества.
- 2. Роман «История одного города».
- Тема 1.11. Полифония у ф.М. Достоевского. Историзм и психологизм
- 2. Роман «Преступление и наказание».
- Тема 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- 2. Роман-эпопея «Война и мир».
- 3. Значение творчества л.Н. Толстого.
- Тема 1.13. А.П. Чехов. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века
- 1. А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя в эпоху расцвета малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.
- 2. Рассказы а.П. Чехова.
- 3. Новаторство чеховской драматургии.
- Тема 2.1.Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX –XX веков.
- 2. На рубеже веков: крах старого или появление нового?
- 3. Теория литературы: системы стихосложения, стихотворные размеры.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- 2. Рассказы Бунина.
- 3. Своеобразие реализма и. А. Бунина.
- 4. Стиль произведений и. А. Бунина.
- 5. Вечные темы в творчестве и. А. Бунина
- 6. Тема Родины и природы в русской литературе на примере произведения и. А. Бунина.
- 8. Талант любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет»
- 3. Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество.
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Романтические рассказы Горького.
- 3. Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
- Тема 2.4. Поэзия конца XIX - начала XX вв. Основные направления поэзии серебряного века
- 1.Серебряный век
- 2. Символизм.
- 5. Революционные поэты
- Тема 2.5. A.А. Блок. Трагический тенор эпохи.
- 3. Лирика а.Блока. Анализ стихотворений. Язык художественного произведения
- Тема 2.6. B.В. Маяковский. «Революцией мобилизованный и призванный»
- 2. Сатира в лирике в. В. Маяковского
- 3. Тема поэта и поэзии в творчестве в. В. Маяковского
- 4. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Облако в штанах».
- Тема 2.7. C.А. Есенин. “я последний поэт деревни...”
- 1. Краткий очерк жизни и творчества поэта.
- 2. Лирика с. Есенина.
- 3. Поэма «Чёрный человек»
- Тема 2.8. А.А. Ахматова. М.И. Цветаева «Час мужества»
- 1. Очерк жизни и творчества поэтессы.
- Тема 2.9. О.Э. Мандельштам. Н.А. Заболоцкий. Н.Э. Бабель. Е.И. Замятин. В.В. Набоков. Проблема «художник и власть»
- 1. Художник и власть. Репрессии в литературе XX века.
- 2. О.Э. Мандельштам: жизнь и творчество
- 3. Н.А. Заболоцкий. Краткий очерк жизни и творчества.
- 4. Н.Э.Бабель: Сатира в литературе.
- 5. Е.И. Замятин: жизнь и творчество
- 6. В.В. Набоков: жизнь и творчество
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- 1. Очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман-эпопея «Тихий Дон».
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи.
- 1. Творческий дебют Платонова в Москве.
- 2. Повесть «Сокровенный человек».
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- 1. Краткий очерк жизни и творчества писателя.
- 2. Роман «Доктор Живаго»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- 1. А.Т. Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества.
- 2. Стихотворения.
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- 2. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
- 3. Роман «Архипелаг гулаг» (анализ фрагментов)
- 4. Колымские рассказы в.Т.Шаламова
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века:«деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.В. Трифонов.
- 2. Краткая характеристика творчества в.П.Астафьева
- 3. В.П.Астафьев «Царь-рыба» (Повествование в рассказах) (1972-1975).
- 5. "У кого нет памяти, нет жизни". О повести в. Распутина «Прощание с Матёрой»
- 6. Василий Макарович Шукшин. Жизнь и творчество.
- 7. Ю.В.Трифонов. Жизнь и творчество.
- 8. Ю.В.Трифонов. «Дом па набережной»
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- 1. Поэты о Великой Отечественной войне.
- 2. Писатели о Великой Отечественной войне.
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- 1. Литература оттепели. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании
- 2. Поэзия второй половины XX века. Авторская песня.
- Тема 2.19. Драматургия второй половины XX века. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- 1. Драматургия второй половины XX века.
- 2. Постановка острых нравственных и социальных проблем. А. Вампилов.
- Тема 2.20. Литература народов России. Р. Гамзатов, м. Джалиль
- 2. Р. Гамзатов: «Стремление к любви — вот что моей и первой было и последней волей».
- 3. М. Джалиль: «Если мы необходимы /Нашей родине любимой, /Мы становимся сильней»
- Раздел III. Литература последнего десятилетия
- Тема 3.1.Основные тенденции современного литературного процесса
- 2. Современная проза
- 3. Современная поэзия
- Раздел IV . Зарубежная литература
- Тема 4.1. Зарубежная проза. Э.Т.А. Гофман. В.М. Гюго. О. Уайльд. Б. Шоу. О.Генри. Д. Оруэлл. Дж. Сэлинджер. У. Эко.
- 1. Особенности зарубежной литературы
- 2. Произведения зарубежных писателей.
- Тема 4.2. Зарубежная поэзия. Д.Г. Байрон. Ш. Бодлер. Г. Гейне. П. Верлен. Э. Верхарн.
- 1. Д.Г. Байрон: жизнь и творчество
- 2. Ш. Бодлер: жизнь и творчество
- 3. Г. Гейне: жизнь и творчество
- 4. П. Верлен: жизнь и творчество
- 5. Э. Верхарн: жизнь и творчество
- Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
- Раздел I. Русская литература XIX века
- Тема 1.1. А.С. Пушкин. Формирование и развитие литературного языка
- Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов: «Гонимый миром странник, но только с русскою душой»
- Тема 1.4. Драматургия а.Н. Островского в процессе формирования национального театра.
- Тема 1.5. И.А. Гончаров. «Обломовщина» - трагедия или спасение русской души?
- Тема 1.6. И.С. Тургенев. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека
- Тема 1.7. Традиции и новаторство в русской поэзии XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К.Толстой
- Тема 2.1. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков.
- Тема 2.2. И.А. Бунин. А. И. Куприн. Л.Н. Андреев. Отношение к традициям
- Тема 2.3. М. Горький. От романтизма к «социалистическому реализму»
- Тема 2.10. М.А. Шолохов. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Трагические события начала века
- Тема 2.11. А.П. Платонов. Конфликт человека и эпохи
- Тема 2.12. М.А. Булгаков. На границе жанров
- Тема 2.13. Б.Л. Пастернак. «я ловлю в далёком отголоске что случится на моём веку»
- Тема 2.14. А.Т. Твардовский. Поэт, писатель, редактор
- Тема 2.15. "Лагерная" тема. А.И. Солженицын. В.Т. Шаламов
- Тема 2.16. Проза второй половины XX века: «деревенская» и «городская» проза. В. Астафьев. В. Распутин. В. Шукшин. Ю.Трифонов
- Тема 2.17. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
- Тема 2.18. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы
- Домашнее задание №11 по теме 1.12. Л.Н. Толстой. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина
- Литература