logo search
УМК Лит-ра15

1. Литература оттепели. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании

Литература оттепели– название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Тенденции, темы и жанры, сложившиеся в отечественной литературе под влиянием исторических и политических перемен в общественной жизни СССР. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве. В начале 50-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. В статье «Об искренности в литературе» (1953) литературный критик Владимир Померанцев на страницах «Нового мира» писал о засилье в литературе безжизненных казенных штампов, как бы выпущенных с одного конвейера. Острую полемику среди читателей и критиков вызвала повесть Ильи Эренбурга «Оттепель». Несмотря на общее соответствие канонам социалистического реализма, образы героев были даны в неожиданном для того времени ключе.

Критика литературная (от греч. kritiki — искусство разбирать) — оценка и истолкование художественных произведений и отраженных в них явлений жизни с целью выявить их достоинства и недостатки. Литературную критику обычно относят к видам литературного творчества. школе редактуры, которая была в «Новом мире», — заслуживает отдельного разговора. Это то, чего сейчас нет совершенно. То, что делали редакторы в «Новом мире» было просто настоящим подвигом, великой подвижнической работой. Это была редактура, которая действительно помогала писателям. Редактура не в смысле вычеркивания и поиска в тексте чего-то крамольного, а чисто художественная, творческая работа. А.Т. Твардовский, гл. редактор журнала «Новый мир» совершенно удивительно умел видеть всякий раз именно тот ее характер, который требовало произведение, умел направлять ее в нужное русло. Он всегда превосходно чувствовал ткань литературного текста, который принимался к публикации, и умел помочь автору в работе над ним. Он вообще любил литературу. В журнале, может быть, в наибольшей степени как раз и получала свой выход его истинная человеческая суть, которая выражалась как в его собственном поэтическом творчестве, так и в бескорыстной любви к литературе вообще, к творчеству других. С этим были связаны и очень многие забавные, трогательные, а то и драматические журнальные ситуации, потому что все это было настолько близко всегда его сердцу, что к писателям, которых он печатал, которых принимал в журнал, он начинал относиться как к своим собственным детям. Солженицын потом сам в поздних частях «Теленка» признал, что недооценивал умение и мудрость Твардовского, который действительно сумел провести «Новый мир» через такие рифы, такие буруны, которые человек другого склада, другой природы, не такой твердости и не такого мужества, не такой прямоты, каким был Твардовский, — и вообще человек другого склада — никогда не провел бы. Да и не было таких примеров. Появились новые литературно-художественные журналы: "Юность", "Молодая гвардия". То, что «Юность» тогда делала, — это совсем другое дело. Совсем другое русло оттепельной культуры.

В Москве открылся новый театр "Современник", который привлек внимание не только актуальными постановками, но и игрой многих актеров. В быт людей входило телевидение. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать в том, что некоторые произведения принимались Хрущевым и рядом деятелей культуры в штыки. Политическое руководство страны в начале 60-х гг. стремилось удержать культуру в жестких рамках. Но все же пробивались смелые, высокохудожественные, проникнутые правдой и гражданственностью произведения. Были напечатаны документальные повести и воспоминания раскравших ужасы незаконных репрессий, бесчеловечного быта сталинских лагерей. Возникло новое понимание русской истории.

"Вторая культура" — феномен советского времени, это "культурное подполье", неподвластное идеологической цензуре. Литература "второй культуры" находила своего читателя не через официальную печать (книги, журналы, газеты), а через "Самиздат". Своим появлением это слово "самиздат" обязано поэту Николаю Глазкову (1919—1979). Поэт выпускал рукописные книжечки штучным тиражом, а на титульном листе, где указывается издательство, он писал: "Самсебяиздат". Со временем слово сократилось до "самиздат" и распространилось на всю неподцензурную литературу. Выпускались не только книги, сборники, но и журналы, и была даже своя "самиздатовская" литературная премия. Одним из первых журналов "Самиздата" был журнал "Синтаксис", который издавался в Москве Александром Гинзбургом. В нем публиковались Н. Глазков, Б. Ахмадулина, И. Бродский, В. Уфлянд, И. Холин и др. Вышло всего три номера. Тираж каждого номера доходил до 200—300 экземпляров. Это очень большой тираж для "Самиздата", т.к. копировальной техники тогда не было; все делалось вручную на печатных машинках. Четвертый выпуск "Синтаксиса" не увидел свет, так как Гинзбург был арестован.

В 70-х годах журналы "Самиздата" в основном выходят в Ленинграде. В 1976 году выходит первый номер журнала "37", там публиковались О. Седакова, Е. Шварц, И. Жданов, Г. Сапгир, Д. Пригов, а также неизданные произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Гумилева. Журнал прекратил существование в 1981 году из-за серьезных конфликтов с властями.