18)«Мертвые души»: сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.
Образ Чичикова выполняет две основные функции – самостоятельную и композиционную. С одной стороны, Чичиков – это новый тип русской жизни, тип приобретателя-авантюриста.С другой стороны, Чичиков – это сюжетообразующий персонаж; его похождения составляют основу сюжета произведения.
Рассмотрим самостоятельную роль Чичикова. Это, по словам Гоголя, хозяин, приобретатель.
Чичиков – выходец из среды бедного и незнатного дворянства. Это чиновник, выслуживший чин коллежского советника и скопивший свой первоначальный капитал, занимаясь казнокрадством и взятками. Одновременно герой выступает в роли херсонского помещика, за которого он себя выдает. Чичикову необходим статус помещика для приобретения мертвых душ.
Гоголь считал, что дух наживы пришел в Россию с Запада и приобрел здесь уродливые формы. Отсюда преступные пути героя к материальному благоденствию.
Чичикова отличает лицемерие. Творя беззаконие, герой заявляет о своем уважении к закону. «Закон – я немею перед законом!» – заявляет он Манилову.
Следует отметить, что Чичикова привлекают не деньги сами по себе, а возможность богатой и красивой жизни. «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вот что беспрерывно носилось в голове его», – пишет Гоголь о своем герое.
Погоня за материальными ценностями исказила душу героя. Чичиков, подобно помещикам и чиновникам, может быть отнесен к числу «мертвых душ».
Рассмотрим теперь композиционную роль образа Чичикова. Это центральный персонаж «Мертвых душ». Главная его роль в произведении – сюжетообразующая. Эта роль связана прежде всего с жанром произведения. Как уже отмечалось, Гоголь определяет поэму как «меньшего рода эпопею». Герой такого произведения – «частное и невидное лицо». Автор ведет его сквозь цепь приключений и перемен, чтобы показать картину современной жизни, картину недостатков, злоупотреблений, пороков. В «Мертвых душах» приключения такого героя – Чичикова – становятся основой сюжета и позволяют автору показать отрицательные стороны современной ему российской действительности, человеческие страсти и заблуждения.
В то же время композиционная роль образа Чичикова не исчерпывается одной лишь сюжетообразующей функцией. Чичиков оказывается, как это ни парадоксально, «доверенным лицом» автора. В своей поэме Гоголь смотрит на многие явления жизни России глазами Чичикова. Яркий пример – размышления героя о душах умерших и беглых крестьян (седьмая глава). Эти раздумья формально принадлежат Чичикову, хотя здесь явно ощутим взгляд самого автора. Приведем еще один пример. Чичиков рассуждает о расточительстве губернских чиновников и их жен на фоне народных бедствий (восьмая глава). Понятно, что обличение непомерной роскоши чиновников и сочувствие простому народу исходят от автора, однако вложены в уста героя. То же можно сказать об оценке Чичиковым многих персонажей. Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой», Собакевича «кулаком». Ясно, что эти суждения отражают взгляд на этих персонажей самого писателя.
Необычность такой роли Чичикова заключается в том, что «доверенным лицом» автора становится отрицательный персонаж. Впрочем, эта роль понятна в свете христианского миропонимания Гоголя, его представлений о греховном состоянии современного человека и о возможности его духовного возрождения. В конце одиннадцатой главы Гоголь пишет о том, что во многих людях есть пороки, делающие их ничуть не лучше Чичикова. «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» – задает вопрос и себе, и читателю автор поэмы. В то же время, намереваясь во втором и в третьем томах своего творения привести героя к духовному возрождению, писатель тем самым выражал надежду на духовное возрождение всякого падшего человека.
Центральный герой путешествует по губернскому захолустью с целью приобретения «мертвых душ». Вначале предметом сатирического обличения становятся помещики, затем автор рисует коллективный образ губернского чиновничества.
Последовательность появления помещиков в повествовании соответствует схеме: каждый последующий помещик «мертвее», или, как говорил сам автор, «пошлее» предыдущего. Следуя друг за другом, эти образы-типы (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин) рисуют картину постепенного угасания человеческого в человеке, все более глубокого омертвения человеческой души.
Автор с самого начала строит повествование так, что вплоть до последней главы Чичиков остается загадкой, как для персонажей поэмы, так и для читателя. Герой лишен ярких, запоминающихся черт, а, общаясь с людьми, имеет обыкновение уподобляться своему собеседнику; кроме того, его биография дана лишь в последней главе.
- 1) "Русский романтизм: истоки и специфика в сопоставлении с европейским, идеи и темы, образы и мотивы, течения в романтизме, персоналии.
- 2) Система жанров русского романтизма в развитии: элегия, послание, баллада, “байроническая” поэма, романтическая повесть.
- 3. А.С.Пушкин.. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений.
- 1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
- 4) Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”.
- 5) “Полтава” в контексте современных историко-литературных дискуссий: особенности историзма, мастерство психологизации и батальной живописи.
- 10) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора , язык романа, «онегинскя» строфа.
- 11) Эволюция лирики Лермонтова, ее лирический герой, философичность и стилевое своеобразие.
- 12) «Герой нашего времени»: эволюция его замысла и история создания. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.
- 13) Печорин в ряду «разочарованных» героев.
- 14) Н.В. Гоголь и «гоголевское» направление в литературе 40-х гг. Х1х в. ("Натуральная школа")
- 16) «Петербургские повести»: Проблемы личности, общества, искусства, образ Петербурга и его обитателей. Приемы комизма, реальность и фантастика в повестях.
- 17)«Мертвые души». История создания и эволюция замысла, символика заглавия, спор о жанре. Приемы типологизации помещиков, чиновников, крестьян.
- 18)«Мертвые души»: сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.
- 19 ) Литературный процесс 40-60-х гг. Х1х в.
- 20) Лирика н.А.Некрасова: темы, идеи, стилевые особенности.
- 21)Лирика а.А.Фета: темы, идеи, стилевые особенности
- 22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности
- 23) Драматургия а.Н.Островского. Анализ драмы по выбору
- 25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.
- 26) «Преступление и наказание»: Петербург Достоевского.
- 27) «Преступление и наказание»: идея Раскольникова, ее конкретно-историческое и философское звучание, развитие и развенчание в романе; смысл финала.
- 28. «Преступление и наказание»: расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.
- 29. Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
- 30. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в «Севастопольских рассказах».
- 31. «Война и мир» история замысла и написания, жанр, «мысль народная» и способы ее раскрытия.
- 32. «Война и мир» пути исканий центральных героев романа. Приемы психологизма, «диалектика души», художественная деталь в романе.
- 33. «Анна Каренина» «мысль семейная» - основа художественной структуры романа. Сущность и причины трагедии героини. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
- 34. А.П.Чехов. Социальные типы и трансформация традиционных тем и образов русской литературы х1х в. В ранних юмористических рассказах Чехова, их основные художественные приемы.