logo
Ответы на єкзамен Костюк Заруба Рус Літ

26) «Преступление и наказание»: Петербург Достоевского.

Многочисленные трагические картины жизни обездоленных слоев населения Петербурга, представил символичный философский городской пейзаж. Их можно рассматривать как своеобразные эскизы к «Преступление и наказание». Важно отметить, что Достоевский был учеником Гоголя, принадлежал к «натуральной школе », но в изображении петербургских низов, безусловно, проявляется его самобытность, писатель осмысляет жизнь «униженных и оскорблённых» с позиций христианства. Однако традиции «натуральной школы» очевидны именно при описании Петербурга. это и внимание к деталям, и восприятие на уровне цвета (серый, жёлтый город), и на уровне запаха. Город у Достоевского персонифицируется. Можно с уверенностью говорить о том, что Петербург – герой романа. В романе автор рисует район Сенной площади, мир чёрных лестниц и жёлтых стен. В Духоте узких улочек, в тесноте перенаселённых квартир развёртывается потрясающая драма жизни городских низов, существования на унизительных для человека условиях. Характерен пейзаж Петербурга, носящий социальную окраску, подчеркивающий бедное состояние людей. Достоевский пишет: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, а не имеющему возможности нанять дачу, - всё это вместе потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Достоевский выступает мастером изображения интерьера. Он очень точно, без мельчайших подробностей, но с детальной достоверностью описывает комнату Мармеладовых, в которой «было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед Которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем НЕ покрытый ». В описании комнаты Родиона Раскольникова поражают сравнения: комната-гроб, комната-шкаф. В романе также Представлены Эпизодические персонажи, дополняющие представления автора о Петербурге. Это и девушка на Конногвардейский бульваре, которую Пытались обесчестить, и женщина, которая хотела покончить жизнь самоубийством. Это страшные стороны жизни Петербурга, писатель показывает нам, чтопроисходит за красивым фасадом величественных площадей, богатых усадьб и пленяющими красотой бульваров. Мы видим, что судьба «униженных и оскорблённых» тяжела настолько, что люди не выдерживают её ударов. Но, образ Петербурга в романе это и город преступлений - и уголовных, и нравственных. Соня выступает как нравственная преступниц, потому что она приносит себя в жертву, совершает преступление над собой, над своими жизненными идеалами. Именно в душном, серо-желтом Петербурге могла зародится страшная, бесчеловечная теория Раскольникова.

Но, Петербург - это не только город «униженных и оскорблённых». Здесь, например, живёт Разумихин – студент который, работая, добывает себе средства для существования. Петербург выступает и как город интеллигентных и умных людей, в частности, Порфирия Петровича человека, глубоко понимающего и анализирующего психологию людей. Другая крайность - старуха-процентщица. Она является символом зла, из-за неё страдают многие люди. Таким образом, Петербург- город противоречий. Ничто НЕ стабильно, все зыбко в романе, в том числе и город. Это город, где «некуда идти», где невозможно найти гармонию.