3. А.С.Пушкин.. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений.
-
Творческие годы Пушкина группируются в два крупных временных отрезка. Один из них – предромантический и романтический
-
Лицей (1811–1817);
-
Петербург (1817–1820);
-
Южная ссылка (1820–1824).
-
Другой обозначил отход от романтизма и устремленность к реалистическим принципам художественного письма
-
Ссылка в Михайловское (1824–1826);
-
После ссылки, или середина жизни (1826–1830); где выделяются две очень важные жизненно-творческие вехи – Болдинские осени 1830-го и 1833-го годов.
Лицей (1811–1817);
Первоначально лицейская лирика тесно связана с литературой классицизма, русского и французского Просвещения, уже подверженной новым – предромантическим и романтическим веяниям («Воспоминания в Царском Селе», «На возвращение государя», «К Александру», «Наполеон на Эльбе»). Многие стихотворения близки классицистической оде «на случай» по тематике (восхваление мудрого монарха и полководцев), по композиции (строгий и традиционный порядок частей), по поэтической лексике (широкое употребление архаизмов и славянизмов – «выи», «надменны», «десница» и др.) и отличались обилием риторических конструкций.
Вскоре, классицистические пристрастия угасают и уступают место анакреонтике, гедонистическим и эпикурейским мотивам. Весь лицейский период проходит под знаком анакреонтики. Преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с ее радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Державина, усваивает стилистику Карамзина и в особенности Жуковского, внимательно читает Батюшкова и учится у него. Пушкин пишет о беззаботном и беспечном отношении к жизни, к ее горестям.
Петербург (1817–1820);
Если лицейская лирика связана с усвоением поэтических принципов психологического течения в русском романтизме, то в петербургский период Пушкин направляет свои взоры к только что народившемуся гражданскому, или социальному, течению русского романтизма. В обществах и кружках вырабатываются основы гражданской поэзии, типологические черты которой хорошо известны – предпочтение философско-публицистичес-ких тем и жанров темам и жанрам интимной лирики, обращение к героическим и трагическим эпизодам национальной истории, непосредственно соотнесенным с современностью, поучительность (исторические «уроки»), установка на ораторский, декламационный стиль, аллюзионность и широкое употребление метафорических слов-сигналов.
В этом свободолюбивом кругу возникает пушкинская гражданская лирика, во многом определившая поэтику гражданского, или социального, течения русского романтизма и отмеченная теми же чертами. На этой лирике лежит отпечаток философско-политических споров и застольных разговоров. («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня»), поэма «Руслан и Людмила»;)
Южная ссылка (1820–1824).
В мае 1820 г. Пушкин был выслан из столицы и отправлен в фактическую ссылку на Юг (официально – переведен на новое место службы).
Период Южной ссылки справедливо считается периодом почти полного господства романтизма. Южный период творчества связан с воплощением романтического характера байроновского типа («современного человека», представленного Чайльд-Гарольдом) в его русской интерпретации – вольнолюбивого мечтателя и разочарованного индивидуалиста. Пушкин овладевает романтической темой, романтической проблематикой и романтическим стилем. Он окончательно сводит воедино стили двух течений русского романтизма – психологического и гражданского, или социального.
Том стихотворений Андре Шенье стал любимым чтением Пушкина в южный период. Шенье с его пластикой, сдержанностью, гармонией явился для Пушкина прямым и оберегающим противовесом байроновской безудержной и часто алогичной эмоциональности.
(«В.Л. Давыдову, «Кинжал», «Узник», «Погасло дневное светило…», «Песнь о вещем Олеге»), расцвет романтизма в поэзии («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»), начат роман «Евгений Онегин»;)
Ссылка в Михайловское (1824–1826);
8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское – место своей новой ссылки, которое ему запретили самовольно покидать. Первоначально душа Пушкина в Михайловском по-прежнему обращена к Югу. Та же элегическая интонация свойственна и стихотворению «Виноград». Виноград в стихотворении сравнивается с розой, символом любви. С Югом связаны и любовные мотивы пушкинских стихотворений, написанных в Михайловском. Сюда относятся такие шедевры пушкинской лирики, как «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман…».
Почти все стихотворения, связанные с Югом и написанные в Михайловском, проникнуты элегической грустью по прошедшей и завершившейся поре творчества, промчавшейся словно «сон воображенья». В них подводится итог романтическим темам и намечается их переосмысление. Так, в одном из самых романтических стихотворений «Буря» по-новому повернута тема романтического идеала.
В Михайловском поэт укрепился во мнении, что нет истины, величия, красоты там, где нет простоты. Поэзия заключена не столько в исключительном и необычном, сколько в обыденном, обыкновенном и каждодневном.
Мрачное состояние духа сменяется в Михайловском на мощный творческий подъем. Лирика Михайловского периода, если взять ее в целом, проникнута светом, энергией и радостным приятием красоты.
После ссылки, или середина жизни (1826–1830)
Лирика сначала была посвящена обстоятельствам, связанным с восстанием декабристов и их судьбами, с новым положением Пушкин. «Во глубине сибирских руд (1827), «19 октября 1827».
Новая пора творчества раздумья о собственном жребии («Арион», «Талисман» 1827). В ст-ях поэт стремится подвести итог уже прожитой жизни и оценить ее с фсф и нравственной т.з. («Три ключа» (1827), элегия «Воспоминание» (1828)).
«Ангел», «Гнедичу», «Анчар», «Цветок», «На холмах Грузии», «зимнее утро», «Я вас любил», «Брожу вдоль улиц шумных…», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д.
Философский характер лирики - повышение степени обобщенности. На первый план выходит общечеловеческий смысл.
«Анчар» (1828) связано с изменением пушкинского мнения о возможности гуманизации тирании или деспотизма, в т.ч. и царской власти. Пушкин писал о мировом зле – природном и социальном. Противопоставляя их, он вскрывает различия между ними. Природное зло есть, но оно вдали от людей, в пустыне. Анчар стоит один, он скрыт от людей. Анчар – символ мирового зла, над которым властвует «князь тьмы». Особенность – философски-лирическая притча, в которой мысль выражается в сюжете, в рассказе, а не от лица автора. Общество осуждается, потому что в нем правят антигуманные законы.
1829-первая половина 1830х гг. – в статьях звучат бодрые, веселые, игривые ноты («Зимнее утро», «Приметы», «дорожные жалобы»)
Крастота стиля достигается благородной простотой, создаваемой скупым отбором слов, соответствием ритма и интонации, гармонией звуков («на холмах грузи», «Что в имени тебе моем?», «Я вас любил» (1829))
Тема призвания поэта и роль его в обществе («Дар напрасный, дар случайный» 1828, «Поэт» 1827, Поэт и толпа» 1828 и т.д.)
- 1) "Русский романтизм: истоки и специфика в сопоставлении с европейским, идеи и темы, образы и мотивы, течения в романтизме, персоналии.
- 2) Система жанров русского романтизма в развитии: элегия, послание, баллада, “байроническая” поэма, романтическая повесть.
- 3. А.С.Пушкин.. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений.
- 1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
- 4) Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”.
- 5) “Полтава” в контексте современных историко-литературных дискуссий: особенности историзма, мастерство психологизации и батальной живописи.
- 10) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора , язык романа, «онегинскя» строфа.
- 11) Эволюция лирики Лермонтова, ее лирический герой, философичность и стилевое своеобразие.
- 12) «Герой нашего времени»: эволюция его замысла и история создания. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.
- 13) Печорин в ряду «разочарованных» героев.
- 14) Н.В. Гоголь и «гоголевское» направление в литературе 40-х гг. Х1х в. ("Натуральная школа")
- 16) «Петербургские повести»: Проблемы личности, общества, искусства, образ Петербурга и его обитателей. Приемы комизма, реальность и фантастика в повестях.
- 17)«Мертвые души». История создания и эволюция замысла, символика заглавия, спор о жанре. Приемы типологизации помещиков, чиновников, крестьян.
- 18)«Мертвые души»: сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.
- 19 ) Литературный процесс 40-60-х гг. Х1х в.
- 20) Лирика н.А.Некрасова: темы, идеи, стилевые особенности.
- 21)Лирика а.А.Фета: темы, идеи, стилевые особенности
- 22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности
- 23) Драматургия а.Н.Островского. Анализ драмы по выбору
- 25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.
- 26) «Преступление и наказание»: Петербург Достоевского.
- 27) «Преступление и наказание»: идея Раскольникова, ее конкретно-историческое и философское звучание, развитие и развенчание в романе; смысл финала.
- 28. «Преступление и наказание»: расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.
- 29. Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
- 30. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в «Севастопольских рассказах».
- 31. «Война и мир» история замысла и написания, жанр, «мысль народная» и способы ее раскрытия.
- 32. «Война и мир» пути исканий центральных героев романа. Приемы психологизма, «диалектика души», художественная деталь в романе.
- 33. «Анна Каренина» «мысль семейная» - основа художественной структуры романа. Сущность и причины трагедии героини. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
- 34. А.П.Чехов. Социальные типы и трансформация традиционных тем и образов русской литературы х1х в. В ранних юмористических рассказах Чехова, их основные художественные приемы.