25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.
Возникает идея романа на злободневную тему в пьянстве. В июле 1865 года он предлагает редактору Отечественных записок А. А. Краевскому роман Пьяненькие, где предлагает написать в драматическое судьбе детей в семьях алкоголиков. Из-за материальных затруднений Краевский НЕ принял предложенный роман, и Достоевский решил уехать заграницу, чтоб сосредоточиться на творческой работе. Там Достоевский проигрывает в рулетку все, вплоть до карманных часов.
В сентябре 1865 года, обращаясь в журнал Русский вестник Достоевский так излагает замысел романа «Это психологический отчет одного преступления.»
Итак, основной вариант сложился в Достоевского к осени 1865 года. Катков сумел оценить гениальность плана романа и немедленно выслал автору аванс. С предельным напряжением Ф. М. Достоевский работает над романом всю осень, но прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму - рассказ от имени автора - и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения. Замысел разрастался, становился сложнее. В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно...». в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и Наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются».
Особенности жанра
Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жанру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором разворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорит и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия. Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное для Достоевского, делает этот роман и психологическим. Но все эти жанровые особенности, сплетаясь в едином художественном целом произведения, создают совершенно новый тип романа. В центре этого романа находится идея индивидуализма, которой противопоставлена идея христианского смирения и искупительного страдания. Это определяет высокую идеологичность текста произведения, насыщенного глубокой и сложной философской проблематикой. Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа. Внимание автора, не смотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами читателя, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах героев. По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкнула героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы. Роман при этом НЕ становится философским трактатом, поскольку речь идет НЕ об отвлеченнй идее, а о герое, целиком охваченным ею. Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой-идея . Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто социальный или психологический тип, а прежде всего человек, охваченный идеей. Таким образом формируется совершенно новый тип романа, ставший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обоснование этого нового типа, названного Полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным. он же предложил название «Полифонический» (от полифония - многоголосие). Роль «голосов» в нем исполняют герои-идеи. Особенность такого романа состоит в том, что философские взгляды писателя, находящиеся в центре произведения, а не выражаются в прямых высказываниях автора или героев (принцип объективности), а выявляются через столкновение и борьбу различных точек зрения, воплощенных в героях-идеях(Диалогическая структура). При этом сама идея реализуется через судьбу такого героя -отсюда углубленные психологический анализ, пронизывающий все уровни художественной структуры произведения.
- 1) "Русский романтизм: истоки и специфика в сопоставлении с европейским, идеи и темы, образы и мотивы, течения в романтизме, персоналии.
- 2) Система жанров русского романтизма в развитии: элегия, послание, баллада, “байроническая” поэма, романтическая повесть.
- 3. А.С.Пушкин.. Краткая характеристика периодов творчества: ведущий пафос, особенности проблематики и поэтики лирических произведений.
- 1830-Е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
- 4) Усвоение и преодоление “байронизма”, художественная эволюция образа “разочарованного” героя в “Южных поэмах”.
- 5) “Полтава” в контексте современных историко-литературных дискуссий: особенности историзма, мастерство психологизации и батальной живописи.
- 10) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора , язык романа, «онегинскя» строфа.
- 11) Эволюция лирики Лермонтова, ее лирический герой, философичность и стилевое своеобразие.
- 12) «Герой нашего времени»: эволюция его замысла и история создания. Особенности композиции сюжета и действующих лиц; психологизм, романтические и реалистические начала в романе.
- 13) Печорин в ряду «разочарованных» героев.
- 14) Н.В. Гоголь и «гоголевское» направление в литературе 40-х гг. Х1х в. ("Натуральная школа")
- 16) «Петербургские повести»: Проблемы личности, общества, искусства, образ Петербурга и его обитателей. Приемы комизма, реальность и фантастика в повестях.
- 17)«Мертвые души». История создания и эволюция замысла, символика заглавия, спор о жанре. Приемы типологизации помещиков, чиновников, крестьян.
- 18)«Мертвые души»: сюжетообразующая функция образа Чичикова, особенности композиции поэмы.
- 19 ) Литературный процесс 40-60-х гг. Х1х в.
- 20) Лирика н.А.Некрасова: темы, идеи, стилевые особенности.
- 21)Лирика а.А.Фета: темы, идеи, стилевые особенности
- 22) Лирика ф.И.Тютчева: темы, идеи, стилевые особенности
- 23) Драматургия а.Н.Островского. Анализ драмы по выбору
- 25) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: история замысла и написания, особеннлости жанра.
- 26) «Преступление и наказание»: Петербург Достоевского.
- 27) «Преступление и наказание»: идея Раскольникова, ее конкретно-историческое и философское звучание, развитие и развенчание в романе; смысл финала.
- 28. «Преступление и наказание»: расстановка действующих лиц, принципы и приемы психологического анализа, художественный хронотоп, поэтика детали в романе.
- 29. Проблемы нравственного совершенствования, воссоздание дворянского быта, образ ребенка, особенности повествования в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
- 30. Особенности решения проблемы патриотизма, мастерство батальной и психологической живописи в «Севастопольских рассказах».
- 31. «Война и мир» история замысла и написания, жанр, «мысль народная» и способы ее раскрытия.
- 32. «Война и мир» пути исканий центральных героев романа. Приемы психологизма, «диалектика души», художественная деталь в романе.
- 33. «Анна Каренина» «мысль семейная» - основа художественной структуры романа. Сущность и причины трагедии героини. Выражение духовных исканий Толстого в образе Левина.
- 34. А.П.Чехов. Социальные типы и трансформация традиционных тем и образов русской литературы х1х в. В ранних юмористических рассказах Чехова, их основные художественные приемы.